Алехандро Гонсалес Иньяритту: отчаянный латино
«Пронзительные» — этот эпитет наиболее точно подходит к картинам Алехандро Гонсалеса Иньяритту (Alejandro González Iñárritu), перспективного мексиканского режиссера, делающего свои первые шаги на пути к всеобщему признанию. На его счету всего три крупные работы, но о нем уже говорят, как о ярком представителе новой линии латиноамериканского кинематографа — резкого и жестокого кино, полного крови и слез, ярости и отчаяния. «Я хотел тронуть и быть тронутым, почувствовать живым себя и оживить зрителей. Я хотел одновременно поразить, обласкать, развлечь и спровоцировать. Я хотел заставить зрителя оказаться на американских горках со всеми спусками и подъемами, без передышек» — так он сказал о своем первом фильме, но эти слова вполне подходят и к остальным работам Иньяритту.
Он родился 15 августа 1963 в Мехико, и был не из тех людей, кто с детства болеет кино и, не имея хорошей профессии, снимает фильмы в надежде на то, что когда-нибудь его заметят. Полагая, что в большом кинематографе дилетантов не любят, прагматичный Иньяритту сначала делал карьеру на радио и ТВ, а уж затем стал замахиваться на «важнейшее из искусств». Его путь в шоу-бизнес начался с игры в мексиканской рок-группе, затем была крупнейшая в стране рок-радиостанция WFM, где он работал ди-джеем, а затем дорос и до продюсера музыкальных передач. Следующим этапом стало телевидение — в 1987 году Алехандро возглавил компанию Magia Gigital TV-show, где занимался продюсированием художественных фильмов. В 1990 Иньяритту назначили художественным руководителем мексиканской телекомпании номер один «Televisa», а в 1991 создал собственную продюсерскую компанию «Zeta Film». Пришла пора для того, чтобы попробовать себя в кино.
К этому шагу Алехандро Гонсалес Иньяритту готовился основательно — изучал театральное искусство на курсах польского режиссера Людвига Маргулеса (Ludwik Margules), посещал лекции Джудит Вестон (Judith Weston) на факультетах режиссуры в Мэне и Лос-Анджелесе, параллельно с этим снимая клипы и рекламные ролики (которые, кстати, можно мельком увидеть в его будущем фильме). И вот, в 1995 году при поддержке телекомпании «Televisa» Иньяритту снял свой первый телевизионный художественный фильм — триллер «Detros del Dinero», удостоившийся золотых наград Международного Нью-Йоркского фестиваля кино и телевидения, а также Лондонского кинофестиваля. Первую проверку на прочность он прошел, настало время отчаянного рывка. И он это сделал.
2000-ый стал для Иньяритту годом появления в большом кинематографе — его первый полнометражный фильм «Сука-любовь» (Amores perros) произвел настоящий фурор на кинофестивалях мира. Дебют никому не известного за пределами Мексики режиссера стал настоящим откровением для любителей хорошего кино: эта жестокая и трогательная история хитросплетения человеческих судеб поражала не только виртуозным владением киномастерством, но и определенным новаторством, под которым скрывались по-настоящему сильные истории о простых людях. «Мехико Сити — антропологический эксперимент, и я чувствую, что я его часть, — заявил автор. — Я всего лишь один из двадцати одного миллиона человек, которые живут в самом большом и густонаселенном городе. Раньше никто не жил в городе с таким уровнем загрязнения среды, жестокости и коррупции. Однако, такое может показаться невероятным и парадоксальным — это прекрасный и удивительный город. Вот в точности то, чем для меня является «Сука любовь»: продукт этого противоречия, маленькая копия вычурной и сложной мозаики — Мехико».
«Сука-любовь» представляла собой сложносочиненную кино-конструкцию, сочетающую в себе множество сюжетных линий и персонажей, периодически соприкасающихся между собой — как оказалось в последствии, этот художественный прием стал для автора фирменным. Интересно звучал рекламный слоган фильма: «Не беспокойтесь, если пропустите эту картину, все равно вам предстоит ее прожить»
Примерно по такому же принципу строится следующая полнометражная работа Алехандро Гонсалеса Иньяритту «21 грамм» (21 Grams), название которой основано на псевдонаучном утверждении о том, что 21 грамм — это вес человеческой души, именно столько теряет в весе человеческое тело после смерти. В отличие от фильма «Сука-любовь», где играли латиноамериканские актеры (в том числе и восходящая звезда — Гаэль Гарсия Берналь), в картине «21 грамм» главные роли исполнили голливудские звезды первого эшелона Шон Пенн (Sean Penn), Наоми Уоттс (Naomi Watts) и Бенисио Дель Торо (Benicio Del Toro). Тема, начатая в первой большой работе режиссера, здесь продолжала свое развитие и приобретала мистический оттенок. Жизнь в понимании Иньяритту — это запутанная цепочка странных и ироничных случайностей, присутствующих в жизни каждого человека. Вряд ли мы сами можем осознать все эти скрытые взаимосвязи между фактами и событиями, но только сопоставляя их, вырывая из жизни человека отдельные эпизоды, мы можем ощутить весь масштаб вселенской воронки судеб, и мозаика постепенно сложится в цельную картину.
Впрочем, нельзя сказать, что неповторимые сюжетные конструкции — единственное достоинство фильмов Алехандро Гонсалеса Иньяритту. В его картинах присутствуют интересные актерские работы, первоклассные саундтреки и мощная режиссура. Это доказали короткометражные опыты автора, которыми он занимался в перерыве между «Сука-любовь» и «21 грамм». В 2001 году Иньяритту снял рекламный ролик (если его можно так назвать) хронометражом более 10 минут под названием «Пороховая бочка» (Powder Keg), вошедший в супер-успешную серию от концерна BMW «The Hire». Даже в этой, казалось бы, коммерческой работе он смог рассказать душещипательную историю, развивающуюся на фоне испепеленной войной латинской Америки.
И еще одна короткометражка Алехандро «Мехико» (Mexico) — стала составной частью масштабного кинопроекта «11 сентября», отражающего 11 точек зрения различных мировых режиссеров на проблему глобального терроризма. Из всех одиннадцати короткометражек фильм Иньяритту стал самым радикальным и специфическим — большую часть 11-минутного хронометража составлял черный фон, сопровождающийся звуками сирен, грохотом и криками людей.
2006 год стал для Иньяритту годом признания на одном из самых престижных фестивалей мира. Его новый проект «Вавилонское столпотворение» (Babel) был удостоен приза за лучшую режиссуру в Каннах. Главные роли исполнили Бред Питт (Brad Pitt) и Кейт Бланшетт (Cate Blanchett), Гаэль Гарсия Берналь (Gael García Bernal), а также непрофессиональные актеры. Канны подкупила ярая антиамериканская направленность картины: «Соединенные Штаты одержимы идеей власти и творят кучу ошибок, вынуждая другие страны объединиться в «войне с террором» — так режиссер высказался на премьере. По его же словам, «Вавилонское столпотворение» представляет собой заключительную часть трилогии о смерти (в которую, разумеется, так же вошли «Сука-любовь» и «21 грамм»), а фильм вновь состоит из хаотичного потока сюжетов и образов, постепенно выстраивающийся в глобальную отповедь антиглобализму. Что же, похоже, новая работа режиссера — это конец очередного этапа в его жизни, а это значит, что его уже ждут новые вершины и творческие подвиги.