Нарвик (Narvik)
Город Нарвик, нередко называемый технологической столицей Северной Норвегии, начинался, как и многие другие городки этой скандинавской страны, с небольшого поместья, впервые упомянутого в 1567 г. как Наруиген. Самая распространённая теория гласит, что своё, на первый взгляд, необычное имя город получил в честь древнего скандинавского бога Ньёрда.
В скандинавской мифологии бог Ньёрд занимал важное место: именно он являлся отцом Фрея и Фреи. Будучи рождён боном, он, как и положено, воевал с асами и даже был захвачен ими в плен, в связи с чем нередко причисляется к этому клану — однако, согласно легендам, когда миру придёт конец, богатый Ньёрд снова вернётся к своим корням и родному племени ванов.
Ньёрд издревле представлял ветер и морскую стихию, а потому покровительствует мореходству, рыболовству и охоте на морских животных, являясь одновременно также и богом плодородия.
Располагаясь у самого моря, Нарвик с самого начала служил гаванью, сегодня, кстати, определяющей жизнь города: с 1902 г., когда поселение получило статус города, Нарвик ни на секунду не переставал быть важнейшим портом для погрузки железной руды, добываемой на шведских шахтах LKAB в Кируне. Столь большую значимость порт получил благодаря тому, что вода здесь, в отличие от Ботнического залива, не замерзала круглый год
Первоначально строительство железной дороги спонсировалось Великобританией, и работа протекала довольно бурно, хотя через пару лет деньги кончились, и все тяготы возведения соединяющей Швецию и Норвегию ветки легли на плечи этих двух королевств. С 1898 г. по 1903 г. строительство шло полным ходом, чтобы открыть новый путь как можно скорее — и, как только это произошло, Нарвик начал стремительно расти.
Столь же внезапно, как город превратился в процветающий центр Северной Норвегии, он оказался втянутым в глубочайший мировой кризис, затронувший Нарвик после 1929 г. больше, чем какой-либо другой район Норвегии. Связано подобное было с тем, что Нарвик, залогом успешного существования которого являлся экспорт руды, был напрямую связан и полностью зависим от мировой экономики.
Ситуация усугубилась с началом Второй мировой войны. В 1940 г. Данию и Норвегию заняли немецкие войска, чрезвычайно заинтересованные в шведской железной руде, поставляемой в Нарвик. Город мгновенно превратился в важный стратегический пункт: Германия опасалась, что англичане оккупируют Нарвик и тем самым лишат немцев столь необходимого для вооружения материала. Опасения не были напрасны: в феврале 1940 г. Великобритания окончательно убедилась в том, что Норвегия не соблюдает заявленный нейтралитет в войне, а потому было принято решение о минировании норвежских территориальных вод неподалёку от Нарвика.
9 апреля 1940 г. 2000 немецких солдат вошли в Нарвик, и началась двухмесячная борьба за город. Сдача города обсуждалась с самого первого дня, поскольку отвечавший за оборону капитан 1-го ранга Суннлу симпатизировал нацистам.
Две морские битвы привели к потоплению немецкого флота, так что сегодня местный фьорд служит настоящим кладбищем военных кораблей — между прочим, крупнейшим в стране. Освободить город от захватчиков удалось лишь 28 мая, однако неприятель прибегнул к новой тактике: бомбардировке, опустошившей большую часть Нарвика. Тем не менее уже на первой неделе июня стало ясно: уход немецких сил из Нарвика — это лишь вопрос времени.
Нарвик остался за Норвегией, и одержанные в его водах победы считаются первым успешным шагом стран-союзников во Второй мировой войне. Всё это время Нарвик находился в центре внимания всего света, а потому первые годы после окончания войны Норвегия ассоциировалась исключительно с этим городом.
Надо сказать, что все два месяца военных действий вокруг города шведы, заявлявшие о своём нейтралитете, с беспокойством наблюдали за развитием событий. Не желая портить отношения ни с одной из сторон, Швеция попыталась угодить всем Из Норвегии были официально эвакуированы 113 работавших на шахтах LKAB вблизи Нарвика шведов, а заодно и 200 вооружённых норвежцев, 514 немцев и 130 взятых в плен английских моряков. Немцы требовали разрешения на транзитную перевозку оружия через Швецию, однако это прошение было категорически отклонено — взамен шведы пропустили эшелон с 270 невооружённых человек медперсонала.
Результатом битвы за Нарвик оказалось потопление 10 новейших военных кораблей и 2 подводных лодок Германии 10 и 13 апреля. Это стало решающим препятствием в осуществлении немецкого плана по вторжению в Великобританию, намеченному на осень 1940 г.
Победа в Нарвике имела огромное значение для самосознания норвежцев: в то время как Южная Норвегия капитулировала довольно быстро, солдаты в северной части страны оставались единственными, оказывавшими сопротивление врагу. Долгое время после окончания Второй мировой войны в Норвегии ходили легенды о том, как «простые сыновья рыбаков су шли не только противостоять элитной армии Гитлера, но и изгнать её из своего края».
После войны развитие Нарвика, как и прежде обусловленное близостью шахт LKAB, шло столь быстрыми темпами, что в середине XX в. город стал крупнейшим в Северной Норвегии. Сегодня его размеры значительно уступают тому же Тронхейму или Тромсё, однако его известность всё ещё привлекает туристов не меньше, чем его соседи.
С 1902 г. на выборах в Нарвике неизменно побеждает Рабочая партия, что превратило город в один из её главных штаб-квартир.
Достопримечательности города