Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Дизайн. Взгляд менеджера на оптимизацию издержек

С приходом в веб профессиональных менеджеров, а также с ростом прежних разработчиков до уровня владельцев веб-студий, подходы к разработке сайтов и технологий стали меняться. Рынок постоянно требует постоянно снижать издержки, и, прежде всего, издержки производства. Издержек в проектировании я уже касался, а в этой статье коснусь издержек в дизайне.

Если вы молодой дизайнер и живете в мире грез и идиллических представлений о своей профессии, которые не хотите разрушать, то лучше не читайте эту статью дальше.

Для доказательства некоторых идей я буду приводить ссылки на сайты одной из самых креативных команд Рунета (самиузнаетекого), как на наиболее яркие и известные примеры в русскоязычной веб-отрасли.

При этом, я подчеркну, что я уважаю эту команду как за их работы, так и за их подходы по оптимизации своей деятельности (подробнее см. ниже).

Процесс дизайна

Когда студия разработки сайтов только создается, и состоит из нескольких людей, то всем проектам уделяется масса внимания, каждый проект стараются сделать уникально и индивидуально. Времени для этого достаточно, и каждый сотрудник «чувствует» результаты своей работы. Когда же студия переживает период роста, количество наемного персонала растет, рынок давит, то хочешь/не хочешь, а приходится ставить производство дизайна на промышленные конвейерные рельсы, оптимизируя процесс как это возможно.

Процесс разработки дизайна для веб-сайта можно разбить на несколько этапов:

  • Выяснить, для кого разрабатывается сайт, каких целей хочет достичь заказчик.
  • Разработать пару схем стартовой страницы, исходя из структуры сайта и целей заказчика (предполагаем, что структура сайта разработана).
  • Нарисовать 2-3 концепции дизайна, чтобы заказчику было из чего выбирать.
  • Доработать стартовую страницу.
  • Разработать схему и нарисовать шаблон внутренней страницы.
  • Нарисовать n шаблонов внутренних страниц всех типов.

    Процесс длинный, с «темными» местами, и, следовательно, с точки зрения профессионального менеджера можно подумать о его оптимизации. Как это сделать? Давайте подумаем вместе.

    Идея №1. «Выпытать» у заказчика максимум информации

    Часто на сайтах начинающих веб-студий можно вычитать слова полные пафоса о том, что только они — профессионалы — знают, что нужно клиенту, и только они дадут креативное решение любой задачи. Как правило, в портфолио таких студий не более 5 невзрачных работ, сделанных для мелких местечковых компаний.

    Менеджер профессиональной студий после десятка проектов прекрасно понимает, что проблемы в половине его проектов возникали от не выясненных заранее предпочтений заказчика по цветам, по расположению элементов и, вообще, на что сайт должен быть похож. Поэтому, чтобы не попадать на «зависающие» проекты менеджеры придумали проводить брифинги, т.е. задавать кучу вопросов в духе «какие сайты вам нравятся и почему», «какие образы ассоциируются с вашей деятельностью» и т.п. Клиента в лице представителя отдела маркетинга следует «пытать» различными вопросами в течении часа-двух, подсказывая правильные ответы, после чего оформить специальный документ — бриф, который использовать дальше для работы по проекту.

    Идея на самом деле очень полезная, т.к. может сэкономить много времени и нервов. А в получившийся бриф можно всегда ткнуть пальцем со словами: «Что значит сайт медленно работает? Вы же сами хотели, чтобы он был скорее статичным, чем динамичным...».

    Накопив достаточно информации, следует типизировать типы клиентов и проектов и под каждый тип проекта использовать свою специальную анкету брифа: при анкетировании банков использовать одни вопросы, а для туристических агентств другие. Многих клиентов можно «подвести» под специально-разработанное решение, примененное ранее для другой компании из той же отрасли.

    Таким образом, дизайнеру уже не надо думать над целями и задачами клиента — за него уже подумали. Дизайнеру осталось прочитать один короткий документ.

    Идея №2. Выработать несколько условно-стандарных схем страниц

    Изобретать различные схемы страниц это отдельное удовольствие почти для любого дизайнера. Можно пару дней двигать взад-вперед элементы, придумывая очередную информационную схему страницы, но зачем это делать, если в интернете уже выработалось пяток общепризнанных схем страниц, которые советуют юзабилисты, и которые протестированы в EyeTracking’е? Правильно, делать это совершенно незачем. Поэтому нужно придумать и зарисовать в схематичном виде штуки по три стандартных схем страниц (layout) для каждого типа проекта. Например, схема с горизонтальным меню, схема с вертикальным меню и схема с каким-нибудь выпадающим меню. Касается это и стартовых, и внутренних страниц.

    А, учитывая, что большинство обычных рядовых сайтов для компаний из разных областей деятельности имеют совершенно одинаковые цели и задачи и почти одинаковую структуру (разве что номенклатура раздела «Продукция» различается), придумывать новые схемы страниц нет вообще никакой надобности.

    Существующие в некоторых компаниях для изобретения схем страниц информационные дизайнеры или информационные архитекторы, работая на «потоке», тоже скорее оптимизируют разработанные ранее схемы страниц, нежели придумывают нечто совершенно новое.

    Стандартизацию схем страниц можно часто увидеть в «штампованных» работах неизвестных и известных студий. Желающие могут попробовать поискать принципиальные различия в схемах внутренних страниц сайтов ресторанов Ростикс, компании Караван и компании Эталон, или сайтов TNK-BP, группы СУАЛ и банка Альфа-банк. Дизайн разный, но схемы одни.

    Идея №3. Не «выбрасывать» прежние концепции

    Предположим, что в конвейерном производстве идет много однотипных сайтов, и на каждый из сайтов необходимо рисовать 2 концепции стартовой страницы. Значит, каждый раз одна из концепций остается не задействованной и отправляется на «свалку истории». Не разумно тратить в каждом проекте по 2-3 дня на проработку каждой концепции, поэтому все не принятые концепции надо аккуратно складывать в коллекцию для дальнейшего использования. Однажды придет проект, для которого почти ничего не надо будет делать — просто достать со склада прежних дизайнов пару подходящих макетов, «освежить» их и предоставить клиенту. Сэкономит неделю работы.

    Данный подход весьма распространен в Америке, да и наши отечественные разработчики не брезгают продажей разработанных для других компаний концепций (чего греха таить — сам продавал такую доработанную концепцию).

    Идея №4. Делать концепции не сразу, а последовательно

    Это не просто метод — это целая стратегия, заключающаяся в предоставлении клиенту концепций не сразу, а последовательно одну за другой, т.е. сначала разработать первую концепцию, и если она «не прокатила», то разработать вторую, третью и сколько их надо по договору. Эта идея, во-первых, никак не отвергает идею №3, а во-вторых, позволит сэкономить время на разработке второй концепции, если первая получилась удачно, и ее удалось продать.

    Минус идеи в создании у клиента иллюзии выбора — предоставляется ему на рассмотрение только одна концепция. Но с другой стороны, получив отзыв по первой, разрабатывать вторую можно уже по всем рекомендациям и в почти законченном виде.

    Идея №5. Максимально шаблонизировать типичные элементы дизайна

    В любом сайте полно элементов, в которых ничего нового не придумаешь. Например, можно ничего не придумывать в логике работы элементов многоуровневого меню, можно стандартно рисовать форму поиска и другие элементы форм, иконки карты сайта и поиска, стандартно рисовать переключатели по страницам, календарики, навигацию по архивам и т.п. Типизировав и стандартизовав элементы с одного сайта можно дополнять «коллекцию» с новых проектов, тем самым, уменьшая время на разработку каждого последующего проекта.

    Есть подозрения, что тем же методом можно типизировать различные дизайнерские эффекты. Например, однажды «отогнув» на сайте уголок, можно использовать данный эффект в каком-то последующем проекте. Это «кусочный» вариант идеи №3 — не «выбрасывать» не только целые концепции, но и реализацию отдельных элементов.

    Метод используется «на ура» по всей отрасли, т.к. техническую работу по перерисовке типовых элементов не любят и сами дизайнеры, предпочитающие переносить их с прежних проектов. Вспомните хотя бы перекочевавшие на массу сайтов иконки стартовой страницы, поиска и обратной связи, уже много лет эксплуатирующиеся на сайтах Студии Лебедева.

    Идея №6. Максимально шаблонизировать разные типы страниц

    Как я говорил выше, для каждого сайта требуется разрабатывать n шаблонов страниц, большинство из которых это страницы типа: «перечень новостей», «страница новости», «перечень товаров», «страница товара», «обратная связь» и т.п., встречающиеся в каждом втором проекте. Менеджеру нет надобности тратить время дизайнеров на отрисовку подобных типовых страниц по новому — всегда можно сказать, что в отрасли выработался свой стандарт на отображение перечня новостей или карты сайта. Зачем придумывать то, что однажды придумано?

    Типовые страницы, как и элементы страниц, надо собрать в «коллекцию» для дальнейшего использования.

    Примеров даже приводить не буду — перечень новостей или внешний вид форумов настолько шаблонизирован, что один сайт похож на другой.

    Идея №7. Шаблонизировать дизайн контента

    Дизайн контента, т.е. все заголовки, подзаголовки, списки, цитаты, таблицы, иллюстрации и т.п. часто слабо прорабатываются из-за отсутствия контента на этапе дизайна. Чтобы этого избежать, и вообще избавиться от этой головной боли, можно придти к единому внутреннему стандарту на дизайн контента, который внедрять на каждом сайте с незначительными изменениями в шрифтах. В будущем это можно назвать «узнаваемым стилем».

    Судя по некоторым сайтам этот принцип очень хорошо используется, и действительно очень полезен (сравните сайты Анкор, TNK-BP и Эталон). Уж на что клиент точно никогда не обратит внимание, так это на внешний вид ненумерованного списка на своем сайте.

    Особенно эффективно можно использовать эту идею вместе со следующей.

    Идея №8. Активно использовать веб-стандарты (XHTML/CSS)

    Технологии веб-стандартов (верстка в XHTML/CSS) обладают фактически доказанной экономической эффективностью (они создавались ради этой самой экономической эффективности). Во-первых, легче и быстрее верстать. Во-вторых, проще и дешевле поддерживать. В-третьих, можно стандартизировать куски кода, которые будут возвращаться из CMS, а оформление менять только с помощью CSS.

    Главной недостаток идеи — ограниченные возможности CSS по оформлению. Приличный дизайн конечно можно сделать и на CSS (см. cssvault.com...), но про безграничную гибкость классического HTML можно забыть (а про CSS3 и не вспомнить, т.к. поддерживать его будут еще не скоро).

    В любом случае, через CSS следует оформить весь контент, а оформление вынести в отдельный стилевой файл, который почти без изменений «прицеплять» на каждый проект. Это сэкономит время и на дизайн и на верстку в каждом проекте, хотя и сделает проекты немного похожими друг на друга. (Это ничего. Менеджер всегда скажет, что «мы используем современные общепринятые стандарты контент-дизайна и типографики».)

    В итоге

    Все эти методы с успехом применяют компании по всему миру, оптимизируя собственные издержки, снижая цены, для того чтобы удержаться на не стабильном рынке веб-услуг. Сама экономика, рынок требует типизировать, шаблонизировать, стандартизировать свою работу, чтобы делать сайты быстрее и дешевле своего конкурента.

    Клиенты, которым продают устаревшие концепции из стандартных схем, выигрывают в цене, но получают в итоге довольно типичные проекты. Современная экономика подводит все веб-студии на уровень Мак-Дональдсов, где можно получить то, что надо из меню в 10 пунктов. И не важно, какого уровня студия: одни студии делают типично хорошие проекты, а другие — типично плохие. Пирожками тоже можно на рынке торговать и в ресторане и это будут разные пирожки.

    Маркетинг компаний, борьба с конкурентами за долю рынка, стремление к максимизации собственной прибыли заставляют веб-студии выбирать наиболее оптимальные технологии и процессы, а потому чем больше будет развиваться этот бизнес, тем проще войдут в обиход стандарты типа XHTML, а сайты станут более узнаваемы и типичны. Случиться то, о чем давно мечтают специалисты по юзабилити — иконки, схемы страниц и вообще все что можно будет стандартизировать и шаблонизировать, в массе своей будет стандартизировано и шаблонизировано.

    Работа веб-студий становится все более рутинной и однообразной. Менеджер приносит дизайнеру бриф от клиента и схему страниц с просьбой разработать одну концепцию и доработать одну из предыдущих, потом просит все упростить, чтобы было легче верстать, а внутренние страницы сделать, как на прошлом проекте. Естественно, что настоящей творческой работы остается, дай бог, на пару дней (или даже на несколько часов). И со временем эта тенденция будет только усиливаться.

    Но не смотря на то, что в мире денег, капитала и конвейерного производства места искусству и творчеству остается все меньше, надо помнить, что без творчества и креативного подхода не будет ни полноценного производства, ни клиентов, ни капитала. Поэтому о творчестве не надо забывать, даже когда основная рутинная работа стандартизирована и автоматизирована.

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.