Как стать несчастным... с помощью психолога?
Среди множества разнообразных и хитроумных путей делания себя несчастным можно выделить один весьма распространенный и парадоксальный, но не всеми замечаемый способ — читать научно-популярную литературу по психологии. Я не сколько не сомневаюсь, что многочисленные пособия в помощь человеку написаны из самых благих побуждений. Единственная проблема заключается том, что законы жанра, будь то написание сценария кинофильма, захватывающего романа или рекомендательной книги по психологии требуют определенной драматической «затравки». Второй посыл, который необходимо учитывать при анализе психологической литературы состоит в широте и потенциальной неопознанности человеческой души. Учитывая наличие бессознательного у каждого из нас, человека можно убедить, что в глубинах его души бродят какие угодно черти, бесы и еще превеликое множество мерзопакостных тварей. А богатство проявлений человеческой истории и повседневности позволяет любой внутренний драматический сюжет логично обосновать на множестве ярчайших примеров.
Ну, так как у вас со смыслом жизни, дорогой читатель? Как поживают ваши многочисленные комплексы, иррациональные убеждения и патогенные установки? А главное: целостны ли вы, спонтанны ли, ассертивны, медитативны, актуализированы, раскрыты эмоционально, гибки, ответственны, коммуникативны, сбалансированы, гармоничны, творчески, интуитивны, сознательны и бесконечно т.д. и т.п.?
Еще 2000 лет назад, наш Господь и Спаситель отметил интересную закономерность восприятия человеком ближнего — «не замечаете бревна в своем глазу, но видите соринку в чужом». Психологический механизм этот работает и по сегодняшний день, более того, сегодня он стал научно отточен и логически обоснован. Мы получили в руки, от мыслителей века настоящего, десятки и сотни названий соринок, их классификаций и заумных терминов. Воистину, неисповедимы пути Господни...
Если бы мне пришлось консультировать человека, пожелавшему стать харизматической личностью в психологии, то первое, на что бы я обратил его внимание — это изобретение и обоснование некоего глобального дефекта, от которого страдает каждый человек и общество в целом. Так было с викторианской моралью в классическом психоанализе, экзистенциальной пустотой по Франклу, давлением общества, построенного на соперничестве в неофрейдизме и т.д.
Далее нелишне оказалось бы напомнить о стадиях развития паранойяльного бреда при психозах, соответствующим этапам выработки определенной карты внутреннего мира человека.
1. «Бредовое первичное настроение», характеризующееся наличием творческого состояния подозрений и ожиданий.
2. Формирование некоего сюжета, согласно которому больному становятся понятны до того неясные переживания и действия окружающих.
3. Кристаллизация идей, то есть осознание своей миссии с последующим служением сознания в паранояльном ключе.
Ну, а что же читатель? Фокус заключается в том, что у каждого из нас есть важнейшая потребность понимания себя и окружающих. Было бы ошибкой сказать, что люди не нуждаются в познании мира вокруг себя. Нуждаются и очень сильно. Иначе бы не возникали стихийные, т.е. житейские теории личности (например — клиенты глазами продавца, таксиста, проститутки или чиновника). И множество книг, прежде всего, призваны утолить эту потребность человечества в осознании мира вокруг себя. Стать несчастным с помощью психологической теории может лишь тот, кто воспринимает прочитанное как истину в последней инстанции, как «моисеевы скрижали», то есть некритично, без соотнесения со своим личным опытом. Лекарство против такого бездумного проглатывания книг одно — сердцем почувствовать «неправильность» идей для самого себя и иметь смелость отказаться от нее. Если вам не по душе какая-нибудь теория — просто отбросьте ее. Поверьте, она не имеет лично к вам никакого отношения. В противном случае, вы имеет все шансы поставить себе превеликое множество психологических диагнозов и определений, которые носят чисто сиюминутный и временный характер. Например, если от меня ушла жена, то находясь в подавленном состоянии и взяв словарь по психологии я рискую поставить жирный крест, как на своей личности, так и на своем психическом здоровье.
Являясь психологом и будучи, без лишней скромности, влюбленным по-читателем огромного числа авторитетов в данной области, я не собираюсь умалять значения множества смелых теорий и рассуждений. Часто «навешивание ярлыков» на девственный внутренний мир действительно очень удачно попадает «в тему». То там, то тут чтение самых разных теорий личности моими знакомыми вызывает инсайты и серьезные позитивные подвижки в делах и отношениях с окружающими.
Суть моих размышлений в данном эссе достаточна проста: «не спешите принимать в себя все, что написано пером, чтобы не получить по голове топором». Давайте вместе вырабатывать здоровое отношение к прочитанному и услышанному. Если какая-то теория мешает вам жить, отбросьте ее и идите дальше. Как это не банально: «Не человек для теории, а теория для человека!».