Русский язык пополнился бизнес-сленгом
Сначала Евгений Погребняк собрал крохотный определитель из 60 словечек, которыми перебраниваются клерки в офисах. Но остановиться не смог — словарь разбух, вышел в интернет, обзавелся собственным сайтом (www.slengari.ru) и интернет-сообществом(community.livejournal.com/ru_business_lex).
И вот уже словечки, собранные Погребняком, пошли выдергивать глянцевые журналы. И вот уже филологи схватились за головы: новый русский фольклор проморгали!
Обязательно (!) почитайте по теме: Язык денег — 55 золотых слов топ-менеджера.
Сатисфакнутые клерки
Жарким, жарким летом самыми несчастными людьми кажутся работники офисов. Им не положены футболки, шорты и сандалии: нужно потеть на работе в костюме и галстуке. Иначе вроде как не прольются те самые денежные потоки, о которых мечтают добропорядочные капиталисты.
Но отвести душу-то хочется, никакой бизнес-этикет не остановит. Их нехитрые словесные пикировки в офисах, непринужденная словесная эквилибристика обнаруживает подлинное незамутненное отношение тружеников бизнес-плана ко всем безразмерным талмудам с бумажками, бесконечным переговорам и презентациям...
Судя по словарю Погребняка, самую большую радость клеркам доставляет переделка английских слов в русские.
При переводе из латиницы в кириллицу простые слова начинают играть гранями, ну не как бриллианты, положим, а как вполне блестючие стразы. Для слуха неожиданно и экстремально.
Нелепый глагол зафакапить (или профакапить) — от известного английского fuck up — в общем, означает у служащих «провалить что-то».
Английское important (важный) в русском превращается в импотент, но обозначает не то, что можно подумать, а вполне себе важных людей. Вот так: мнят о себе черт знает что, а на самом деле...
Курва означает просто «кривую» (от английского curve). Например, йилдовая курва — yield curve — кривая доходности.
E-business в английском — сокращенный «электронный бизнес», или зарабатывание денег с помощью интернета.
Но в словаре Погребняка е-business — вступление в случайные сексуальные связи, или деятельность по нахождению новых сексуальных партнеров.
Невинное английское прилагательное payable (подлежащий оплате) наши переделали в существительное, обозначающее кредиторскую задолженность.
Английское to push (оказывать давление) становится глаголом: пушить.
Сатисфакнутый клиент — удовлетворенный клиент (satisfaction — удовлетворение).
Чарджить — взимать комиссию, от to charge.
Харассить — сексуально домогаться на работе, от harassment.
Хэппибёздить — отмечать день рождения.
Особняком стоит слово EBITDА. Это английская аббревиатура; в переводе — прибыль до вычета амортизации, уплаты процентов и налогов. В русском она означает то же самое, только звучит у засидевшихся клерков смачнее и экспрессивнее.
Лоси и бандерлоги
Для самых разных категорий граждан у бизнесменов находятся удивительные образные названия.
Сотрудников уважаемой компании Pricewaterhouse Coopers неуважительно именуют поросями.
Сотрудников подразделения «Управление прямых/портфельных инвестиций» — упырями. Нашлось ласковое слово и для Крупных Корпоративных Клиентов (ККК): какашки. А заведомо бедных клиентов называют либо хомяками, либо клоунами.
Для самого главного начальника существуют прозвища Адски нереальный босс и Папа нереальный. Менеджеров среднего звена кличут лосями, высшего — оленями, а низшего — бандерлогами.
Неуклюжая барышня-менеджер — бастинда (см. «Волшебник Изумрудного города»), заваленный работой клерк — громозека, а пожилой сотрудник — элвис, даже если на голове у него нет кока и он не пользуется бриолином.
Граждан США называют кокосами (может, от америкосов?). Японцев же именуют панасониками, что не нуждается в объяснениях.
Бабушками называют почему-то конечных потребителей газа, а также студентов, привлекаемых на низкооплачиваемые работы. Но не путайте это с выражением лохматить бабушку: оно означает врать, вводить в заблуждение.
Пучеглазка про живопырку
Понятно, что не только людям, но и всему остальному в суровом бизнес-мире дают имена.
Например, мать — холдинговая компания. Дочка — дочерняя компания. Внучка — дочернее предприятие самой дочки. Папа — владелец фирмы. А вот отцы — это группа серьезных акционеров, возглавляемая, желательно, олигархом.
Валей почему-то называют акционерную стоимость. Отсюда выражение: наемники разрушают валю!
Пачка купюр — котлета, а толстая пачка — зеленая жирная котлета.
На этом кулинарные ассоциации не заканчиваются. Репка — отнюдь не корнеплод, а сырая нефть (от английской аббревиатуры REBCO — Russian Export Blend Crude Oil). А финики — финансисты.
Компания для прогона денежных средств — это живопырка.
А что означает прелестное слово пучеглазка? О, всего лишь рекламный проспект о деятельности компании.
Постскриптум
Словарь Погребняка рецензенты характеризуют как «прикольный». Вполне адекватное определение. Вряд ли стоит ждать от него полноценной картины живого великорусского языка. Бизнесмены все-таки не полные эллочки-людоедки и говорят не только таким жаргоном.
Любопытен сам факт: всякие замкнутые сообщества рождают свой «птичий язык». Ученые в лабораториях говорят по-своему. Уголовники в камере — тоже на свой лад. Чем бизнес-труженики хуже? А ничем.
Можно, кстати, в порядке эксперимента сравнить, как объяснялись бы какие-нибудь уголовные элементы и сотрудники офиса в условно-сходных ситуациях (весьма надуманных, так что не судите строго — автор не имеет ни уголовного, ни бизнес-опыта):
1. Уголовники:
— Ну чо, на волю дошла малява?
— Нет, маз не покатил. На шмон нарвался, но маляву скинул, и менты кайф не словили.
— Атас — где бабло теперь брать будем?
2. Клерки:
— Ну что, подошла пучеглазка?
— Нет, папа нереальный вернул на доработку. У него кокосы были, посмотрели и уехали несатисфакнутые.
— Да мы же все зафакапим! А как же йилдовая курва?
... Как относиться к факту появления нового сленга? Брезгливо не видеть его и не слышать? Но даже глупости, существующие объективно, — в природе ли, в языке — не отменишь, нравятся они или нет. Так что стоит попытаться их узнавать, изучать, понимать. Для полноты и разнообразия жизненных ощущений. Хотя бы.
Как на бизнес-сленге называют крупные компании
Райффайзенбанк — Фазан
Промсвязьбанк — Пробка
Автобанк — Автобус
АвтоВАЗ — Автораз (отсюда выражение «один раз — не АвтоВАЗ»)
Эрнст и Янг: Эрнст и Ёпрст
Deloitte&Touche: Туалет и душ
Бейкер и МакКензи: Бяки-Макаки
Tullet&Tokio: Туалет
Башнефть: Безбашнефть
Мосэнерго: Мося или Мосяня
Тройка-Диалог: Трояк
ОАО «Уралкалий»: Уралфекал
ЗАО «Гута текстиль»: Гута тряпки
ЗАО «Гута лес»: Гута щепки
Procter&Gamble: Проша и Геша
Хороший бизнесмен теперь может «тыкать»
Французская газета Le Figaro опросила многих бизнесменов, политиков и лингвистов и выяснила, что им надоело старорежимное обращение на «вы». Многие считают, что бизнес пошел бы в гору, кабы все сотрудники компании — от босса до последнего практиканта — обращались друг к другу на «ты». Это соответствует концепции «горизонтального менеджмента», который стирает иерархические границы. В результате все более откровенны и свободны.
Тут все просто: те, кто предпочитает «вы», — консерваторы, застрявшие в прошлом. Как, например, президент Ширак, «выкающий» и своим ближайшим соратникам, и даже собственной супруге Бернадетт.
Напротив, те, кто выбирает «ты», — молоды и открыты.
Этот вопрос мучает французов не одно столетие. Еще в 1793 году, после революции, вышел декрет, под страхом тюрьмы запрещавший гражданам употреблять «вы». О нем было забыли — но, как видно, не навсегда.