Рабы-трэли
Гораздо больше сведений в сагах о частично или целиком несвободных насельниках гардов; пожалуй, главное место среди них занимают рабы.
Время возникновения рабовладельческого уклада у скандинавов неизвестно, но в начале нашей эры он был уже вполне сложившимся. Это видно из хрестоматийного описания «свеонов» (свеев) у Корнелия Тацита, где среди других кратких сведений о социально-правовых разрядах в среде свеонов называются вольноотпущенники (libertini) и рабы (servi)1. Это картина типична для переходного к цивилизации родо-племенного общества. Примечательно, что, судя по Тациту, рабы выполняли у свеев не только домашние, но и некоторые публичные функции: так, например, именно рабу, видимо, своему доверенному лицу-министериалу, «царь» поручал стеречь оружие племени, запертое в особом помещении2.
Следующее по времени сведение о рабах у скандинавов находится, как известно, в «Старшей Эдде», в знаменитой «Песни о Риге», где неприглядный на вид раб, который ютится в хижине и питается хлебом с мякиной, занят на грязной работе по уходу за скотом, является «хлевником».
Раб (трэль, дрэль) и рабыня (амбат) в сагах выглядят иначе, чем в «Песни о Риге». Прежде всего, в сагах фигурируют в буквальном смысле слова домашние рабы, в том числе слуги и служанки — дворня. Они жили преимущественно в господском доме, жилых или подсобных помещениях хозяина и выполняли в хозяйстве самую различную работу, в том числе по уходу за скотом, полевую, на сенокосе, на промыслах, а также прислуживая в доме, подобно тому как это было заведено в двух хуторах Арнкетиля, который и сам был трудолюбив, и рабов заставлял работать от зари до зари3.
То, что рабы у скандинавов появились намного раньше наемных слуг и служанок, явствует из того, что, судя по сагам, описывающим эпоху викингов, в этих обществах сплошь и рядом не делали различий между рабом и слугой, рабыней и служанкой или содержанкой, считая всякую неквалифицированную или черную работу, всякие личные услуги «рабьим делом». Не случайно знатную девушку долго уговаривают выйти замуж за знатного же человека, мать которого, дочь ирландского малого короля, была, однако, пленницей викингов и содержанкой отца жениха. Грет-тир (из саги о нем, гл. XIV) в десятилетнем возрасте отказывается осенью пасти гусей и гусят, потому что это «презренная рабья работа»; то же самое он говорит, когда его посылают помыть отцовскую лошадь, хотя, в общем, уход за лошадьми является чем-то, по его мнению, «получше».
В эпоху викингов, судя опять же по сагам, рабов держали практически во всех гардах, в том числе арендуемых, т. е. хозяева самого разного социального статуса и имущественного положения. Только совершенно обедневшие, кое-как перебивавшиеся и нищие люди не имели рабов. Рабы присутствуют во всех сагах, в том числе «королевских»4. Владелец раба всюду обозначен словом «бонд» — опять же «хозяин». В первой, ранней редакции Вестгёталага он носит название lavarþer (ср. англ. «лорд») — «господин», «хозяин»; в Гуталаге он также «хозяин», господин (drotin, herre)5.
Нередко в сагах о рабах и их обязанностях говорится в общем виде, например: годи Торгрим имел «большой годорд, родичей... раба-работника, женщину-работницу...»6
Чаще всего рабы упоминаются в связи с уходом за скотом: «Два раба Торарина гнали скот» («Сага о людях с Песчаного Берега»); работники-рабы в «Саге о Ньяле» ухаживают за скотом, пастух рассказывает хозяину о грозящих ему опасности и бесчестье и мн. др.
Однако рабам поручались и другие работы. В сагах встречаются сведения о занятии рабынь прядением. Рабыня из «Второй песни о Хельги убийце Хундинга» (ст. 3) молола зерно. Рабы Халльстайна из «Саги о людях с Песчаного Берега» добывали соль7. В надписи на шведском руническом камне упоминается «мой кузнец» (min smi[þ]r), видимо, раб8. Рабы Снорри рубили лес и складывали бревна для просушки, а потом хозяин с тремя рабами и провожатым связали бревна и погрузили их на лошадей, чтобы отвезти домой9.
Рабов посылали с поручениями. Из «Саги об Олаве сыне Трюггви» узнаем, что ярл Хакон однажды послал своих рабов к самостоятельному хозяину Орму, чтобы они привели к нему жену Орма, красавицу Гудрун. Орм был оскорблен вдвойне: из-за беззаконного и непристойного предложения ярла и из-за того, что оно было передано с рабами.
Как уже говорилось, рабам нередко поручали должность управителя-брюти. В «Саге о Херде и островитянах» говорится: «Болли звался раб [Орма], смотревший за всем хозяйством, пока Орма не было дома» (гл. XXVII). В надписи на руническом камне из Упланда (Швеция) упоминается королевский брюти10. В той же «Саге об Олаве Святом» сообщается, что королевский управитель Торир Тюлень был из рабов. Очень высоко стоял, но... раб! — резюмирует сага (гл. CXIV и сл.). И здесь же: «Управляющие в знатных домах часто были из рабов, и это было не в почете» (гл. CXVIII). Пользующаяся доверием рабыня «носит ключи хозяйки» — ключи от всех погребов, чуланов и шкафчиков, которые обычно хозяйка хутора вешала на свой пояс, о чем свидетельствует еще «Песнь о Риге». Такая служанка является как бы экономкой, доверенным лицом хозяйки, это высокое положение в имении. Среди привилегированных дворовых рабов, «старших» и «лучших», управляющих делами — брюти и «доверенных служанок» или экономок, преобладали, скорее всего, наследственные рабы, т. е. родившиеся и выросшие в этом доме.
В окружении уже знакомого нам богатого и знатного Эрлинга Скьяльгессона из «Саги об Олаве Святом», викинга, домо- и кораблевладельца и торговца, помимо дружины и других свободных людей было множество рабов. Часть из них, обслуживая домен Эрлинга, в той или иной мере вела и собственное хозяйство: «Вечером и ночью, — говорится в саге, — Эрлинг давал возможность тем из них, кто хотел, работать на себя. Он давал рабам землю, они сеяли хлеб и снимали урожай», т. е. в имении Эрлинга были также рабы, посаженные на землю, которые по римской традиции становились колонами и были обязаны господину барщиной.
Иначе говоря, рабы в эпоху викингов определенно использовались в сельском хозяйстве, в том числе на полевых работах, а будучи посаженными на землю, превращались в лично и поземельно зависимых крестьян. В той же саге говорится, что при желании рабы могли откупиться на волю «и на эти деньги Эрлинг покупал себе других рабов». Откупившись, человек оставался в зависимости от бывшего хозяина, фактически исполнял для него барщину: промысловую или полевую. Например, вольноотпущенников Эрлинг «посылал на ловлю сельди или отправлял на другие промыслы». Кроме того, он позволял им на принадлежащей ему территории расчищать участки залежных земель и селиться там. Это замечание саги также заслуживает особого внимания: ведь такой способ посадить рабов на землю в Средние века стал одним из важных направлений внутренней колонизации. Некоторым из лично зависимых от него людей Эрлинг поручал торговые дела, например продажу зерна и солода11.
О возникновении первоначальной поместной системы в Скандинавии, даже в малоземельной Норвегии, что появилась там в виде «старой вотчины» — собственности с доменом, где использовался труд рабов и вообще лично зависимых людей, уже говорилось выше. Отмечалось также, что одновременно с ней существовала и практика сдачи земельных участков в аренду, причем контингент таких лично (в той или иной мере) зависимых держателей земли зачастую формировался за счет рабов, посаженных на землю, но не имеющих на нее прав. При этом часть из них получала надел вдали от двора хозяина, на целине, на выселках, что способствовало и личному освобождению таких людей, и новым земельным расчисткам, т. е. внутренней колонизации.
Очевидно, что с развитием вотчины рабы начинают подразделяться на домашних слуг, дворовую челядь и лично-поземельно зависимых держателей земли или хотя бы жилища, с обязательством нести сельскохозяйственные, промысловые или ремесленные повинности в пользу господина.
В имении богатого человека рабы не только ухаживали за скотом, занимались промыслами и домашними делами, но и обрабатывали землю. И фрагмент текста, касающийся Эрлинга, — отнюдь не единственное свидетельство в сагах о применении рабского труда в аграрном хозяйстве. Несомненно, что по мере повышения в Скандинавии значения земли как универсального, всеобщего средства производства и с расширением аграрных занятий повышалась и роль сельскохозяйственных работников, изменились условия и формы организации их труда. И становится все более очевидной большая разница между трудом и местом рабов в «Песни о Риге», где на них возлагали подсобный и наиболее грязный труд, и их ролью в обществе людей саги, где они становятся важной производительной силой. Без них уже нельзя обойтись при самых разнообразных, в том числе сельскохозяйственных, работах даже в почти неаграрной Исландии и в малоаграрной Норвегии.
Очевидно, что в эпоху саг в Скандинавии было все еще распространено домашнее рабство, причем рабы составляли особый социальный слой, достаточно многочисленный. Но превращение трэлей в зависимых крестьян уже повсеместно происходит.
В сагах подчас можно найти хвалу некоторым рабам — за умения, трудолюбие, преданность хозяевам, даже приятную внешность. Раб из «Саги о людях с Лососьей Долины» служил хозяину верой и правдой, был рослый и работящий; хотя он являлся рабом, не многие свободные могли сравниться с ним12. Или (из «Саги о Вёлсунгах»): «властен и велик» Скади, а его раб Бреди «разумен во всем, за что ему приходилось браться»; например, когда он ездил со своим хозяином на звериный лов, то добывал, бывало, больше него13. Некоторым рабам оказывали исключительное доверие. Так, чтобы обмануть преследователей, Скули меняется одеждой с рабом, а его жена — с дочерью этого раба.
В обществе людей саги считалось нормальным предоставить возможность знатному гостю на пире, например ярлу Хакону, провести ночь с приглянувшейся ему хозяйской рабыней или вольноотпущенницей («служанкой низкого происхождения»). Между прочим, родившегося в результате этой ночи бастарда «низкого происхождения» Эйрика отец не только признал своим сыном, но и отдал на воспитание другу, могущественному и мудрому исландцу («Сага о Харальде Серая Шкура», гл. VIII)14. Некий бонд одно время побыл ярлом, правда неудачно; по матери он был «из рабов», и ему это припоминают («Сага о Харальде Прекрасноволосом», гл. XXVII).
Хозяева нередко привлекали рабов, видимо доверенных, к участию в своих воинских предприятиях и к решению разных, в том числе щекотливых, дел. Так, рабы ходили вместе со своими господами в ледунг, например, впередсмотрящим на корабле Харальда Прекрасноволосого был раб Коль15. Упоминается раб, «советчик ярла Скули», который был «силен, как 12 человек»16. Согласно «Саге о Хромунде Хромом» (гл. VI), экипаж корабля Хельги насчитывал 12 викингов, «свободнорожденных людей», «не считая слуг». В «Саге о Магнусе сыне Эрлинга» рассказывается, что рабы участвовали в битвах, а после их завершения раздевали поверженных врагов (гл. XIV)17. Об участии рабов в битвах вместе со своими хозяевами в сагах говорится неоднократно18. Рабов использовали и в пеших ополчениях, особенно во время междоусобиц, когда они следовали за своими господами.
Когда Олав Святой начал с обширной свитой ездить по малым конунгам, вынуждая их устраивать ему разорявшие их пиры, а кроме того вытаптывая поля, богатый и знатный Эйнар Брюхотряс велел «свободным и рабам собраться в полном вооружении» и выступить против конунга. Бонды сначала было приготовились драться, но потом раздумали и решили подчиниться конунгу Олаву. Как поступили рабы, в саге не сказано, и остается неясным, были ли это люди Эйнара, или они пришли вместе с хозяевами-бондами («Сага об Олаве Святом», гл. XXXIX и XL).
То, что рабам до поры позволялось носить оружие, давало возможность господам использовать их для сведения счетов друг с другом и для прочих неблаговидных дел, вовлекать их в различные стычки, в которых рабы эпохи саг принимали активное участие по приказу своих хозяев, сражаясь на их стороне, а подчас и по своей инициативе. Об этом свидетельствуют и «Сага об Инглингах» (гл. XVIII), и «Сага о людях из Лососьей Долины» (гл. XIX). Более того, нередко хозяева прямо толкали своих рабов на преступления или услуги темного свойства, обещая, а подчас и даруя за это свободу. Поссорившись с соседом из-за лучших пастбищ, завистливый Торстейн дал своему рабу «секиру с лезвием почти в локоть» и послал его убить соседа. Преступление не состоялось только потому, что сосед сам сумел убить этого раба19. Торгейр тоже поручил рабу убить человека, с которым он поссорился из-за земельных владений («Сага о Греттире», гл. XI) и т. д.
У Торольва, о котором говорилось выше, было много работников-рабов, он даже устраивал для них иногда попойки. Во время сенокоса, когда рабы возили сено с луга, Торольв приказал прихватить заодно и сено соседа Ульвара, человека уважаемого и почтенного, назвав его при этом «рабом, который и без этого слишком богат», т. е. нанеся и словесное оскорбление. Сын Торольва добровольно расплатился вирой за поступок отца, но тот не успокоился и подбивал шестерых рабов сжечь соседа в его доме, обещая за это дать им свободу. И здесь снова вмешался сын: ради добрососедских отношений он повесил (!) посланных отцом на преступление рабов, так что эта история не получила дальнейшего продолжения20.
Во время борьбы за власть между конунгом Магнусом и его родным дядей (братом покойного отца конунга Сигурда) Харальдом Гилли последнему удалось захватить Магнуса в плен. «Он созвал тогда своих советников и попросил у них совета. В конце концов было решено так низвести Магнуса с престола, чтобы он больше не мог называться конунгом. Его отдали в руки рабов конунга (Харальда. — А.С.), и те искалечили его — выкололи глаза, отрубили одну ногу, а потом еще оскопили». Двоих бывших с ним приближенных убили («Сага о Магнусе Слепом и Харальде Гилли», гл. VIII)21.
В «Саге о сыновьях Дроплауг» рассказывается о рабе Торгильсе, который был хорошим овчаром, а также выполнял и другую работу. Пасынок его хозяина Хельги подговорил его убить отчима, а потом убил и его самого. Так что недаром «об этом Хельги сыне Дроплауг шла дурная молва»22. Раб Олава сына Трюггви хотел ударить Хокона Старого, побить его, но не получилось23. Когда к некой девице Тордис стал наведываться нежелательный семье Тормод, ее мать послала своего, вооруженного тесаком раба, «здоровенного Кольбейна», который тяжело ранил Тормода24.
В сагах фигурирует тип раба, которого постоянно нанимают в качестве убийцы даже посторонние люди. Саги называют такого типа «мерзейшим из рабов»25.
Характерно, что согласно областным законам XIII в. люди несвободного происхождения не имели права самостоятельно участвовать в ледунге, вероятно из-за нежелания хозяев давать им в руки оружие. То же самое происходило и в отношении пешего войска. Однако хозяева все еще брали своих рабов в качестве слуг и в пешее ополчение, и в морские походы.
Рабы упоминаются в сагах XIII в., а на датском острове Зеландия в XIII столетии было даже особое «Право о рабах». Но для сколько-нибудь ясного представления о категориях рабов и самом понятии «рабства» в обществе людей саги приходится, как видно из предыдущего текста, прибегать к помощи более поздних материалов, особенно областных законов XII—XIII вв. Корни этих записей обычного права уходят в эпоху викингов и позволяют многое понять в художественном повествовании саг26. В сагах понятие «трэльдум», рабство, так часто фигурирующее в грамотах и, особенно, в областных законах XIII в., мне не встретилось. Именно в этом определении заключалось основное социально-правовое отличие неправомочных рабов от низших слоев свободнорожденных и правоспособных людей, которых Тацит называл «плебс» или «популюс», а в скандинавских законах они фигурируют как «имеющие свой род», «свободнорожденные» (ætboren, fri þætta, friboren).
Но некоторые признаки, позволяющие определить категорию раба, рабское состояние, в сагах встречаются. Например, собственно трэли жили преимущественно на самом хуторе, в жилом доме или хозяйственных помещениях, где составляли домовую челядь, но также и в своих хижинах. Занимались они трудоемкими, «грубыми» работами и, судя по всему, не имели ни земли, ни инвентаря.
Управляющие, они же брюти, о которых говорится в сагах, упоминаются и в рунических надписях, в том числе в двух рунических надписях XI в., обнаруженных в Швеции, а также практически во всех кодифицированных областных законах, в том числе наиболее древних27. Как и повсюду в Европе, они первоначально были как бы «старшими рабами», надсмотрщиками над рабами, которые пользовались особым доверием хозяина, могли стать и управляющими хозяйством.
Часть рабов, как видно из материалов о поместьях, сажали на землю, превращая в фостре (на западноевропейский лад — колонов или виланов). Категория фостре стояла выше обычных домашних рабов-батраков, поскольку это были уже крестьяне, лично, поземельно и судебно зависимые от хозяина, обязанные прежде всего барщиной, но нередко и оброком. Характерно, что среди лично зависимых держателей земли первоначально преобладали наследственные трэли: их наименования «фостре» и «фостра» (foster, муж., fostra, жен., лат. аналог vernaculi) означают рожденных в том же доме воспитанных раба и рабыню. Но их называли также «фригива» или «фрэльсгива» — «тот, кто получил свободу», «кому дали свободу»; возможно, так обозначали и вольноотпущенников.
Уже областные законы четко разделяют трэлей и фостре, видя в первых прежде всего домашних холопов, а во вторых — несвободных земельных держателей. Очевидно, что были и различия в степени личной зависимости этих разрядов. Смягчение рабского статуса фостре, вероятно, стимулировалось тем, что их сажали главным образом на новые земли, обычно далеко отстоявшие от усадьбы, что затрудняло реализацию полной несвободы. Величина участка фостре составляла примерно 2/3 свободного держания. Эти сведения, содержащиеся в областных законах XIII в., свидетельствуют уже о бывшей в ходу практике28. Да и сравнение описанных в них отношений с материалом саг показывает, что превращение подсобного рабства в дворовое холопство и расширение практики земельных держаний — как за счет рабов, так и за счет обедневших свободных — происходило параллельно с формированием крупного господского хозяйства уже на последних этапах эпохи викингов, особенно в XI—XII вв.
Фостре упоминаются также в Вестманналаге и Эстгёталаге Швеции, но там, как и в Норвегии, и в отличие от Дании, личная зависимость земледельцев с течением времени так и не укоренилась. На некоторых островах Дании личная несвобода держателей-фостре после завершения эпохи викингов стала распространяться на держателей-бондов, приобретя позднее характер, близкий к западноевропейскому. И это вполне понятно, ведь именно в этой, по преимуществу аграрной, стране более рано и прочно сложилась крупная земельная собственность, которая эволюционировала таким же образом, как в Западной Европе.
Вообще, о налогообязанных земельных держателях речь еще будет впереди. Пока же имеет смысл поговорить об источниках получения рабов, в зависимости от которых, судя по всему, формировалось и положение каждого из них на хуторе.
Из саг видно, что были как наследственные, «рожденные в [этом] доме», так и купленные рабы. Обычно первые — это дети служанок-рабынь, которые наследовали статус матери29, если только их отцом не был свободный хозяин и если он признавал их своими детьми и заботился о них специально. Эти рабы, вероятно, занимали в гардах относительно более высокое положение. У Скаллагрима сына Квельдульва, о котором в этой книге уже шла речь, было много вольноотпущенников и «много людей», выросших в его доме. Последних, очень сильных, «воспитывали как дружинников» (гл. XX).
В «Саге о Курином Торире» рассказывается, что изгнанный по суду из страны (за тяжкое преступление) человек добрался до Шотландии, где его обратили в рабство. В сагах имеются лишь уникальные прямые сведения об обращении в рабство первого встречного, иноземца или преступника, высланного за тяжкие, не искупаемые вирой преступления. Нет указаний на то, например, подразумевает ли «лишение мира» возможность не только безнаказанного убийства приговоренного к такому наказанию человека, но и обращения его в раба. Правда, в сочинении Адама Бременского имеется фраза, свидетельствующая, что за тяжкое преступление в Дании можно было превратить виновного в раба: «У данов нет других видов наказаний, кроме смертной казни и обращения в рабство»30.
Известна и такая история. Хравн из «Пряди о Хравне сыне Гудрун» был молодой, красивый и статный, добродушный и веселый, воспитанный и учтивый. В 15 лет он узнал, что его отец был убит соседом из-за спорной пустоши. Убийца еще и оскорбил убитого им безвинного человека, обозвав его «рабьим отродьем». Обо всем этом Хравн узнал от сына убийцы Кальва во время игры, причем этот Кальв, проигрывая, пригрозил убить и Хравна. Дотерпев до 18 лет, Хравн убил Кальва, за что на альтинге был объявлен вне закона. Его увезли на своем корабле норвежцы, потому что братом его матери был великий скальд Сигват, что считалось «большим родством». Но в Норвегии некий человек обманом продал его в рабство, за что Хравн его убил. Однако вся его дальнейшая жизнь, несмотря на все его достоинства, благополучно так и не сложилась — «не было у него удачи»31. Таким образом, имели место случаи продажи в рабство даже почти соплеменников. Не случайно в сагах признается достойным глубокого презрения и высшего наказания человек, продавший в рабство своего воспитанника! Адам Бременский сообщает, что то самоуправство, которое викинги проявляли в отношении иноземцев, грабя их, убивая или превращая в рабов, нередко обращалось этими пиратами и на своих. «Они до того не доверяют друг другу, что, поймав, сразу же продают один другого без жалости в рабство — неважно, своим сотоварищам или варварам»32. Судя по известному завещанию видного деятеля Дании архиепископа Абсалона от 1201 г., свободных людей иногда обращали в рабство насильно, незаконным путем, и эта практика не являлась чем-то новым33.
В сагах нет понятия долгового рабства, когда должника превращали в раба, чтобы он отработал свой долг тому, кому остался должен. Между тем (если судить особенно по континентальной раннесредневековой истории) долговая кабала играла большую роль в превращении свободных людей в зависимых. Долги могли даже появиться из-за проигрыша при игре в кости. Об этом говорилось выше, но, впрочем, в сагах я таких казусов не встречала. Более вероятным было закабаление из-за непосильных судебных штрафов и поборов. Об этом в сагах тоже нет прямых сведений, однако, поскольку долговое рабство фигурирует практически во всех областных законах, включая Гуталаг, можно предположить, что такая форма закабаления существовала или, по крайней мере, начинала складываться где-то в эпоху викингов.
Благодаря уникальному в своем роде документу, приказу датского короля Вальдемара Великого, жителям одного сотенного округа в Халланде от 1177 г., известно, что подчас за долг одного своего члена семья отдавала в рабство другого родича; именно так поступили два брата, несостоятельные должники из Халланда, со своей родной сестрой, которая, судя по этому акту, находилась под их властью-покровительством34. В королевском дипломе этот акт трактуется как незаконный, хотя, видимо, он был терпим в местной, еще полуязыческой, не вполне порвавшей с родовыми отношениями среде. Согласно первой редакции Вестгёталага (первая треть XIII в.), вор, если не был найден потерпевший, мог быть на тинге «присужден к [работе на] королевском дворе35. Очевидно, что, если потерпевший был в наличии, отработка виновного полагалась ему. Отработав долг, такой раб снова становился свободным человеком.
В сагах нет упоминаний об еще одной форме закабаления свободного человека, хорошо известной областным законам, — о так называемом «добровольном рабстве»36, т. е. о добровольном превращении самого себя в раба другого человека. В терминологии скандинавских областных законов это выглядело как «подарить себя как раба», и такой человек, соответственно, был «рабом вследствие дара» — гэвдрэлем (gæfþræl). Такое случалось тогда, когда человек не мог вести свое хозяйство самостоятельно и вместе со своим имуществом отдавался тому, кто его принимал, становясь его челядином и, как говорится в сагах, «садясь [в этом доме] на место для слуг».
Судя по сагам, в то время было немало случаев, когда в доме какого-либо хозяина оказывались его беспомощные родичи. Например, вдовая или разведенная сестра, иногда с ребенком, переходила жить к брату и просила его взять на себя присмотр за ее хозяйством. И другие родичи хозяев, постоянно у них проживающие, нередко упоминаются в сагах. Трудно сказать, отдавали ли эти люди свою недвижимость за предоставляемый им угол и кусок хлеба. Но несомненно, что если такой процесс имел место, то в него были втянуты и обедневшие бонды-соседи.
Однако если речь шла о чужих людях, обедневших или подвергшихся насилию, то потеря ими своих владений и, возможно, значительной части свободы, несомненно, имела место. Прямое свидетельство об этом находим в «Саге о Греттире» (гл. LXXII, LXXIII), где рассказывается о том, как бедные хозяева, не будучи в состоянии защитить свои пастбища и скот от разбоя, отдавали их богатым бондам и господам.
Институт покровительства-подчинения в результате долгового, но, особенно, «добровольного» рабства несомненно, был древним, он вырос из внутриродового и большесемейного быта, но в условиях разложения семейно-родовых отношений и разорения части бондов стал принимать одну из форм личной зависимости. Хотя саги не знают понятия «добровольного рабства», но само это явление, хорошо известное в Западной Европе как прекарные отношения, так или иначе имело место в Скандинавии, во всяком случае с эпохи викингов. Не случайно в тех областных законах, время кодификации которых близко ко времени фиксации саг, это явление выглядит вполне развившимся. С окончанием эпохи викингов отношения «долгового рабства» стали развиваться столь интенсивно, что правители начали беспокоиться из-за сужения слоя налогообязанных бондов. Во всяком случае, шведский регент середины XIII в. ярл Биргер запретил землевладельцам кого-либо превращать в гэвтрэлей37.
Но областные законы и дипломы XII и рубежа XII—XIII вв. лишь предположительно могут свидетельствовать о развитии процессов в более ранний период. Они говорят, скорее, о тенденциях, которые стали необратимыми на самом излете эпохи саг, в результате походов викингов, изменения всего социального уклада скандинавов и уменьшения притока рабов.
В эпоху же викингов недостатка в рабах хозяева явно не испытывали, ведь пиратские набеги среди прочей добычи доставляли множество пленников, как воинов, так и мирного населения. Пленников обращали в рабство и либо оставляли себе, либо продавали. Это был серьезнейший источник пополнения контингента рабов, и не случайно с сокращением этого притока получали развитие другие способы обращения свободных людей в рабов. Иногда викинги специально отправлялись в военные походы за рабами. Пленников-христиан встретил в Бирке миссионер Ансгарий38. Тот же Адам пишет, что викинги «сразу же продают женщин, которые оказываются обесчещенными...». О пленниках-ирландцах в Исландии говорилось выше.
В «Саге о Магнусе Слепом и Харальде Гилли» (гл. XI) сказано, что победители разделили пленных, которых «взяли в войне», и их вещи. Неистовый воин и скальд Эгиль во время «разбойного викинга» попал с товарищами в плен в Курляндии, куда они приехали пограбить. В подвале дома пленившего их богатого «кура» (курша) содержались и другие пленники, обращенные в рабов, вместе с которыми они сумели убежать39.
Сам Олав сын Трюггви, будущий король и креститель Норвегии, побывал в детстве рабом. Его мать Астрид дочь Эйрика, жена конунга Трюггви, оставшись вдовой и спасая себя и малолетнего сына от претендентов на престол, отправилась к хорошему другу Хакону Старому в Швецию; но по дороге викинги-эсты захватили их корабль, обратили в рабов всех путешественников и привезли их на знаменитый торг в свою страну. Астрид выкупил и женился на ней знатный и богатый норвежец, который увез ее к себе на родину. Маленького Олава несколько раз перепродавали, пока ему не посчастливилось попасть на шесть лет к «хорошей паре в стране эстов». Собиравший там дань для великого князя Киевского знатный скандинав Сигурд сын Эйрика признал в 9-летнем Олаве своего племянника, выкупил его и привез в Гардарики, где тот вырос в почете, сам стал викингом и со временем принял решение бороться за норвежский престол40.
Да, в ту эпоху судьбы людей складывались подчас невероятно причудливо. Особенно трудной и непредсказуемой она оказывалась у пленниц знатного происхождения, которые при удаче попадали в руки богатых людей и даже королей. Такие пленницы, судя по сагам, были нередкими в мире викингов. Так, Эдла, «дочь ярла из страны вендов», была взята в плен на войне и поэтому «считалась рабыней». Ее взял себе Олав, конунг Шведский, которому она родила троих сыновей и дочь. Старшего сына назвали христианским именем Якоб, чему «шведы удивлялись» (см. «Сагу об Олаве Святом», гл. LXXXVIII).
Выше уже шла речь о том, что некий Гили, «русский», прозванный так, скорее всего, потому, что он регулярно ездил торговать на Русь, привез на продажу в Норвегию 12 рабынь. Знатному исландцу Хёскульду приглянулась одна из них — очень красивая, но глухонемая девушка, которую он купил за 3 марки серебра. Он разделил с ней ложе, хорошо одел и повсюду возил с собой. «Было видно ее знатное происхождение» и то, что она «неглупа». Приехав домой в Исландию, Хёскульд уговорил жену оставить наложницу в их доме. Она родила ему сына, тоже очень привлекательного и позднее прославленного Олава Павлина, которого отец любил больше всех своих детей. По ходу дела случайно выяснилось, что она была плененной викингами дочерью ирландского конунга, прекрасно слышала и говорила, и даже успела научить своего малыша ирландскому языку41, что ему потом очень пригодилось.
В «Саге о сыновьях Дроплауг» рассказывается история, о которой также шла речь выше, в другой связи, но здесь ее стоит напомнить. Кетиль Гром и его брат вместе владели хутором, ездили по торговым делам и были богаты. В Емтланде Кетиль остановился у своего друга, хёвдинга Вэторма, у которого была служанка-рабыня Арнейд, впоследствии оказавшаяся дочерью исландского хёвдинга. Немного ранее Вэторм и его братья во время «грабительского набега» сожгли его хутор вместе с домом, а людей взяли в плен, в том числе и Арнейд. Кетиль купил ее у Вэторма, как сказано в саге, «ради дружбы за полсотни серебра» (это была очень большая цена за рабыню, равная половине виры за свободного человека) и договорился, чтобы она не работала. Арнейд помогла Кетилю найти закопанный хозяином сундук с серебром, они его присвоили и уехали в Исландию, где Кетиль Гром на ней женился, купил себе отдельный хутор («Хутор Арнейд») и еще один — для брата Вэторма — Ормара. Затем на это же серебро Кетиль купил себе годорд. Дело происходило в начале X в.42
Очевидно, что в числе жертв, которых викинги обращали в рабов, были и люди знатного происхождения, и это при их пленении, вероятно, принималось во внимание. В «Саге об Эйрике Рыжем» рассказывается о том, как Ауд Мудрая, дочь Кетиля Плосконосого, немолодая, знатная и уважаемая дама, переехала в Исландию из Норвегии. Она была одной из первых поселенцев на острове. «С ней приехали многие знатные люди, которые были взяты в плен викингами на западе и назывались рабами». Одному из них Ауд сказала, что «он всегда будет знатным, где бы он ни был». Других она «селила» как держателей или просто нарезала им землю на захваченной ею огромной территории. Полной ясности в этой истории нет, но, скорее всего, от судьбы домашних батраков Ауд этих знатных в прошлом людей избавила.
Или еще одна судьба. Адильс сын Оттара, один из конунгов свеев, «долго правил страной и был очень богат». Летом он обычно ходил в викинги. В тот раз, о котором рассказывает сага, он направился в «Страну Саксов». Тамошнего короля на месте не оказалось, и викинги разграбили его усадьбу, захватив также скот вместе с пасшими его рабами и рабынями. Среди рабынь была девушка Ирса — «дивной красоты... умна, красноречива и во всем сведуща». Адильс женился на ней, она «стала женой конунга Швеции, и пошла о ней добрая слава». Но один из малых датских конунгов, Хельги сын Хальвдана из Хлейдре, пришел в Швецию с таким огромным войском, что Адильсу пришлось бежать. Вместе с большой добычей Хельги захватил и Ирсу, которую увез с собой в Хлейдре и женился на ней. Их сыном был Хрольв Жердинка43. Когда мальчику было 3 года, его мать узнала, что конунг Хельги, ее «теперешний муж», на самом деле приходится ей отцом. Тогда Ирса вернулась в Швецию к Адильсу «и была там до конца своей жизни. Хельги конунг погиб в походе. Хрольву Жердинке было тогда восемь лет, и он был провозглашен конунгом в Хлейдре»44.
Таким образом, источником пополнения контингента рабов в Скандинавии было несколько: захват пленников, обращение в несвободных обедневших или проштрафившихся соплеменников, наследственное рабство детей рабов.
Каково было положение рабов?
Раб был собственностью хозяина, который мог и продать его, и безнаказанно убить. Нанесенный рабу урон со стороны третьего лица рассматривался как ущерб, причиненный его хозяину. За убийство чужого раба без уважительной причины полагался значительный штраф.
В большинстве случаев рабы, во всяком случае дворовые, жили под одной крышей с господами и делили с ними общую работу и общие трудности. Поэтому личные мотивы и обстоятельства не могли не сказываться на отношениях между хозяевами и рабами, особенно если последние выросли в доме, вместе с хозяйскими детьми и, тем более, если они были доверенными людьми и даже любимцами владельцев хутора.
Когда в «Саге о Ньяле» (гл. XXXVIII) раб Атли по приказу хозяина убивает кровника — соседского работника, т. е. выполняет функции члена хозяйского рода. Ньяль предлагает ему уехать, дабы избежать мести. Но Атли не хочет менять хозяина! Тогда Ньяль обещает ему, что заплатит виру за него, как за свободного, и в конце концов Атли принимают в семью. Выше уже говорилось, что в областных законах Швеции фигурирует обряд «введения (свободных) в род». Обычно он применялся в отношении незаконных детей хозяина или воспитанников — при отсутствии в семье наследников мужского пола, дабы сделать их полноправными при разделе наследства и вообще укрепить род. Случай с Атли показывает наличие в эпоху саг некой практики, пусть не очень распространенной, введения в свободный род раба. Я имею, таким образом, основания полагать, что обычай «введения в род» древнее областных законов и что он мог быть использован в отношении людей разного статуса, в том числе рабов, имевших особые заслуги перед хозяином, а также детей, прижитых от наложницы-рабыни — или в случае, если в семье не осталось мужчин.
Просто освобождение от рабства встречалось гораздо чаще — и в предсмертных завещаниях, и в благодарность за помощь хозяину в битве, и как признательность за другие заслуги верного раба. Так, на одном руническом камне из Дании (из селения Horning, около города Орхус) написано, что его поставил Токе Смед по Троельсу Гудмундсену, который «дал ему золото и свободу». Очевидно, что памятник поставил отпущенник Токе в благодарность хозяину, облагодетельствовавшему его при жизни или по завещанию45.
Купить раба было нетрудно. Из «Саги об Олаве сыне Трюггви» узнаем, что «в стране эстов был торг и на нем продавали и рабов». Торжища такого назначения были не только у эстов. Кроме того, рабов специально привозили на продажу, подобно тому лицу «в русской шапке», о котором уже шла речь. Некий приехавший в Исландию человек привез с собой много рабов-ирландцев (христиан, как особо отмечает сага)46. Из «Саги о сыновьях Дроплауг» становится известно, что полсотни серебра за рабыню — высокая цена, т. е. рабы были «ходовым товаром», имеющим вполне определенную цену. О покупке рабов говорится и в древнейших областных кодексах, например в Гуталаге47; согласно этому закону в начале XIII в. раб стоил 3 марки серебра, что равняется примерно 4—9 (непородистых) лошадей или быков48. Такого же рода сведения дают другие областные законы49. Характерно, что 3 марки были минимальным имуществом, с владельца которого, согласно областным законам, взимались государственные налоги.
Из саг видно, что раб, в том числе и живущий в доме господина, мог иметь свои деньги и, например, купить себе жену у другого хозяина. Но прав на совместных детей он не имел; судя по областным законам, так было и позднее, в течение всего XIII в. Эрлинг (и, разумеется, не он один) давал возможность своим рабам выкупиться на волю, для чего также требовались деньги. У некоторых рабов были не только деньги, но и другое собственное имущество. Так, у хозяйки Ингебьёрг был раб по имени Коль, который владел хорошим мечом под названием «Серый клинок», приносящим, как считали, победу. Одолжив этот меч, сын херсира Гисли убил убийцу своего брата, но меч не отдал, а раба, владельца меча, также убил50.
Раб не обладал юридической правоспособностью. Его брак рассматривался как сожительство. За нанесение чужому рабу увечья или его убийство отвечали перед господином этого раба. Но если раб был невиновен, убийца должен был «до третьего захода солнца» лично доставить его хозяину довольно большую положенную виру — 12 эйриров серебра. В саге описывается, как торжественно везли кошель с этим серебром 30 конных молодцов — хозяин, свидетели и охрана, и в конце концов привязали кошель к двери истца51. В таком случае тяжба не возбуждалась. Соответственно, хозяин нес и ответственность за поступки своего раба.
Как рассказывается в «Саге о Названых Братьях», на вопрос Тормода «Что ты за человек, Одди?» ответом были слова: «Я бродяга и хожу, где укажут...»52 В связи с «Сагой о Битве на Пустоши» (событие начала XI в.) возникло мнение, что окружные хёвдинги были вправе ограничивать свободу передвижения рабов, бродяг и умалишенных, поскольку «соседи не хотели их у себя видеть»53.
Очевидно, что рабы, как и бродяги, стояли вне гражданского общества саг — общества свободных и полноправных хозяев. В некоторых случаях голос рабов становится слышен в связи с какими-то общественными событиями. Так, в «Саге о Хаконе Добром» (гл. XV) рассказывается, что, когда конунг при введении христианства объявил, что в воскресенье не положено трудиться, а два дня в неделю необходимо соблюдать пост, рабы и батраки стали роптать, говоря, что в таком случае они ослабеют от голода и вообще не смогут работать.
Отношение в обществе к рабам выглядит не вполне однозначным. С одной стороны, как можно убедиться, на рабынях женились богатые и известные люди. Но в абсолютном большинстве это были женщины, происходившие из знатных семей. И даже Олав Святой не унизил себя, женившись на незаконной, но признанной отцом дочери шведского конунга Олава от рабыни. Был устроен грандиозный свадебный пир, розданы богатые подарки; жена родила конунгу троих сыновей, и «он всегда считался с ней» («Сага об Олаве Святом», гл. XXXXIX—XCII). А рядовые хозяева нередко доверяли проверенному рабу важные функции в своей усадьбе, на корабле, в бою.
С другой стороны, рабов презирали, назвать кого-либо рабом или служанкой, сыном раба или служанки — «это хулительные слова», т. е. немалое оскорбление. И иногда это делали намеренно. Ревнивая королева называет мать пасынка «служанкой», что в понимании того времени было равнозначно «рабыне»54. Положение рабыни-наложницы даже знатного человека, как и сына наложницы от него, приносило «мало чести и мало любви», — пришла к заключению одна из таких женщин55. «Мало чести рабам», — констатирует сага56.
Выше уже рассказывалось о том, что, когда умница, красавец и щеголь Олав Павлин, сын рабыни знатного происхождения и ее родовитого хозяина, посватался к дочери скальда Эгиля Торгерд, она рассерженно сказала отцу: «Ты хочешь выдать меня замуж за сына служанки, пусть он и красив и превосходит всех...» Как уже известно, Олав не отчаялся; разряженный и овеянный славой, он приехал свататься вторично, подарив, к тому же, Эгилю дедов дар — отличный меч. Тут уж гордая девица не устояла. Свадьба состоялась, и они жили потом прекрасно.
Уже известен эпизод и из «Саш об Эгиле», где рассказывается об одном бонде, который был «красив, богат, но возвысился из низкого рода»; вероятно, он происходил из вольноотпущенников. Однажды знатный немолодой вдовец, познакомившись на одном из пиров с его совсем молоденькой дочерью, вскоре приехал к нему с большой свитой и потребовал, чтобы отец отдал ему девушку на условиях «неполной свадьбы» — на роль «официальной» содержанки. Бонд был вынужден согласиться. После смерти старика женщина ничего не получила из его наследства и вернулась с детьми в дом отца, где растила их без мужа57.
Эти эпизоды весьма показательны для отношения тогдашнего общества к людям несвободного происхождения. Даже будучи свободными во втором-третьем поколении, добившись благосостояния, даже завоевав славу, они все равно несли на себе следы бывшего рабства. И по сагам трудно судить, сколько поколений потомков раба должно было упорно и добродетельно трудиться, совершать славные дела, чтобы перечеркнуть рабское клеймо. Но для этого имелись и другие пути, например брак потомка вольноотпущенницы со свободной (или наоборот, см. ниже), что, впрочем, бывало нечасто в среде, где браки обычно хорошо рассчитывали, обдумывая выгоду для всей семьи.
Имя Коль (букв. «уголь») было употребительным среди всех слоев населения, но в сагах, что характерно, рабы особенно часто носят это имя, которое в данном случае трактуется как «угольщик» (углежог?), «черномазый», «грязный». Именно смуглыми были рабы в «Песни о Риге». В одном из древнейших произведений «Старшей Эдды» — «Речах Хамдира» определение «чернявый» служит намеком на иноземное и, скорее всего, низкое происхождение58. «Угольщиком» называла своего деверя королева из «Хроники Эрика» (первая треть XIV в.), желая его обидеть, унизить этой насмешкой. Вероятно, имя Коль в сагах давали урожденным рабам: вряд ли купленному или, напротив, отпущенному на волю рабу меняли имя. Даже доверенного советчика ярла Скули, который к тому же был «силен, как 12 человек», звали Коль59.
Это имя, точнее, содержащийся в нем намек на «чернявость» совершенно определенно относится к человеку низкого происхождения, а в каких-то случаях и к плохому человеку. Примером последнего применения этого имени служит описание темноволосого и смуглого Бродира из «Саги о Ньяле», который отошел от христианства, стал приносить языческие жертвы и был необычайно сведущ в колдовстве. Его доспехи не брало железо! Свои очень длинные волосы ему приходилось закладывать за пояс. В то же время легко заметить, что герои и положительные персонажи саг, за очень редким исключением, все светлокожие и светлоглазые блондины. Различие в цвете кожи и волос положительных и отрицательных персонажей также акцентируется в «Песни о Риге» и наблюдается в большинстве саг. Даже в начале XIV в. этот признак-характеристика использован в «Хронике Эрика», т. е. он бытовал в сознании людей в течение многих столетий, вероятнее всего, уходя корнями в глубокую древность. Но, между прочим, смуглым и черноволосым был такой прославленный поэт и воин, как Эгиль! Очевидно, что внешние признаки все же не всегда были основными...
Разумеется, рабы желали свободы. Иногда об этом говорится прямо, например: «Бонд Торбранд имел раба по имени Эгиль», очень сильного, который «очень хотел на волю»60. В «Саге о Названых Братьях» раб также хотел на волю, особенно потому, что он «дружил с работницей», видимо свободной, и ревновал ее, не имея на нее формальных прав61. Из саг известно, что раб, который «попал на весла» в викинге, получал свободу. Также освобождали раба, который, сопровождая хозяина, проявил геройство в бою, тем более если спас жизнь господину.
С рабами было, конечно, не просто. «Сага об Эгиле» (гл. LXXVII) повествует о том, как рабы, убежав от своего хозяина — бонда Торди, разграбили и растащили его добро и сожгли дом вместе со всеми домашними. Когда его сын вернулся домой и увидел, что случилось, он догнал и убил рабов62. Скорее всего, это происшествие не было единственным в ту пору.
Известно и о восстаниях рабов. Об одном из них повествует «Сага об Инглингах» (гл. XXVI). Раб Гунни был хранителем сокровищ конунга Ауна Старого. После его смерти Гунни потерял свое привилегированное положение, так как наследник и преемник Ауна конунг Эгиль заставил его работать вместе с другими рабами. «Гунни зарыл в землю много сокровищ», видимо, в свое время он обворовывал своего господина. Теперь он убежал, увел с собой многих рабов, роздал им сокровища и стал их вождем. «К нему стеклось много отребья». Они прятались в лесах, совершали набеги, грабили и убивали мирных жителей. Однажды они даже напали на (видимо, малого) конунга, остановившегося где-то на ночлег, и «перебили у него много людей». Оставшиеся в живых люди и сам конунг бежали. Гунни с отрядом напали (на его усадьбу? — А.С.), все разорили и разграбили «без [какого-либо] сопротивления». Гунни постоянно раздавал добычу своим людям. Его любили и к нему шли все новые сторонники. Со своим отрядом он восемь раз побеждал конунга Эгиля в открытом бою, хотя у того было много людей, так что конунг Эгиль был вынужден покинуть страну и уехать в Данию. Тамошнему конунгу Фроди Смелому Эгиль обещал за помощь «дань со шведов» (видимо, с Гёталанда. — А.С.). В состоявшейся после этого битве Гунни пал, а Эгиль вернулся в свои владения. Датчане ушли, но затем каждые полгода Фроди получал богатые подарки за помощь; конунги остались друзьями, хотя обещанную регулярную дань ему Эгиль не платил. Отряд Гунни, видимо, распался.
Вряд ли эта история была уникальной, так как из саг известно, что рабы нередко убегали, поэтому можно предположить, что они и разбойничали, сбиваясь в ватаги.
Итак, в имениях знати и в рядовых подворьях Скандинавии в эпоху викингов широко применялся рабский труд. Иногда рабы становились доверенными людьми своих хозяев и управляли их имуществом. Нередко они выполняли те же работы, что и свободные, но часто на их долю приходился более грязный и менее уважаемый в обществе труд. Судя по сагам, труд рабов был в большинстве случаев не менее квалифицированным, чем труд свободных, отчасти потому, что было немало рабов по рождению, которые с детства участвовали в жизни хозяев, отчасти потому, что пленники в большинстве случаев были в прошлом такими же хозяевами. И хотя в гардах было много рабов-слуг, рабы также регулярно трудились вместе с господами и в сельском хозяйстве, и на промыслах.
Когда источником постоянных материальных благ постепенно начала становиться недвижимость, в реализации доходов от нее было удобнее использовать все же более свободных, пусть и неполноправных людей разного статуса. Прежде всего речь идет о вольноотпущенниках.
Примечания
1. Тацит. Т. I. Гл. 44.
2. Там же. С. 369.
3. ИС II:2. С. 77, 79.
4. КЗ. С. 19, 63, 269 и мн. др.
5. Напомню, что термин «лавардер» имеет, возможно, и еще одно примечательное значение: «раздающий хлеб», т. е. кормилец.
6. ИС II:1. С. 173. Ср.: КЗ. С. 186; ИС II:2. Сн. 293.
7. Ср.: ИС II:2. С. 293, прим. 24.
8. Камень из Сёдерманданда — Sö, № 18.
9. ИС II:2. С. 75.
10. UC. № 11.
11. КЗ. С. 172 и др.
12. ИС I. С. 266—267.
13. КИ. С. 177.
14. КЗ. С. 92—93.
15. СОДВ. С. 50—57.
16. Там же. С. 523.
17. КЗ. С. 561.
18. ИС I. С. 156, 245 и др.
19. Там же. С. 236.
20. ИС II:2. С. 67, 68.
21. КЗ. С. 505—506.
22. ИС II:1. С. 225.
23. КЗ. С. 100.
24. ИС II:1. С. 144.
25. Ср. «Сагу о Торарине Дерзком», где речь идет о наемном убийце. Судя по «Саге о Названых Братьях», этот «мерзейший из рабов» совершал убийства неоднократно. См. там же вису Тормода, а также: Там же. С. 211.
26. Мне уже приходилось писать об этом. См.: Сванидзе, 1987.
27. SÖ № 42; U № 11; ÄVgL Ä 4:2; 12; 17.
28. См. особ.: Neveus, 1974.
29. См., например: ИС I. С. 320.
30. Адам. С. 84.
31. КИ. С. 526—532.
32. Адам. С. 83—84.
33. Dipl. Dan. Bd. I:4, № 32.
34. DS. Bd. 1. № 75.
35. ÄVgLp 3:1.
36. Neveus, 1974. S. 27 o. a.
37. Neveus, 1974. S. 141.
38. Римберт. С. 34—35.
39. ИС I. С. 142.
40. КЗ. С. 92, 110 и сл.
41. ИС I. С. 269. Эта история, интересная рядом своих аспектов, уже упоминалась выше.
42. ИС II:1. С. 214—218.
43. Легендарный датский герой, о котором можно прочитать в «Младшей Эдде» и в «Саге о Хрольве Жердинке».
44. КЗ. С. 27. Об участи рабыни см. также: КИ. С. 153 (Первая песнь Гудрун).
45. Samfundet i vikingetid. S. 64.
46. ИС I. С. 225.
47. Гуталаг. С. 150.
48. Там же. С. 16:2. С. 173.
49. ÖgL. Dr 16, а также UL Ä3.
50. ИСИЭ. С. 23 и сл. Ср.: КИ. С. 281 и сл.
51. ИС II:2. С. 89.
52. ИС I:1. С. 182.
53. Ср.: Там же. С. 324, прим. 21; С. 356, прим. 135.
54. КЗ. С. 382.
55. Там же. С. 57.
56. Там же.
57. ИС I. С. 71. Подробнее см. в части 3.
58. КИ С. 159 и сл. Ср.: С. 599, прим.
59. СОДВ. С. 50—57, 523.
60. ИС II:2. С. 87.
61. ИС II:1. С. 174.
62. ИС I. С. 325.