|
Некоторые итоги
Очевидно, что скандинавский король в своей законодательной и судебной деятельности должен был хотя бы по форме подчиняться тем же общим вековым обычаям, установлениям и ритуалам, что и весь народ. Более того, новые законы и реформы должны были обязательно апеллировать к «старым обычаям», выступая не иначе как исправление искажений обычая, как улучшение законов. Не случайно (это обстоятельство хочется еще раз подчеркнуть) еще в последней трети XIII в. короля Магнуса II Норвежского, знаменитого тем, что он подверг ревизии четыре областных закона Норвегии и в 1274—1275 гг. заменил их общим для страны законодательством — Ландсловом, называли Лагабётер, т. е. Исправитель Законов. И только в его законодательстве, помимо прочего, провозглашено, что «король поставлен над законами» и что к нему можно обращаться с жалобами на решения тинга и лагмана.
Очевидно, что первые, ранние попытки конунгов ужесточить свою власть, ввести постоянные налоги и т. п., встречавшие дружное сопротивление народа, были временными, в известном смысле забегающими вперед мерами отдельных королей. И не случайно верховные правители, кочующие в погоне за вейцлами, имели резиденции, но еще не имели столиц. Именно так обстояло дело в эпоху викингов.
|