Скальды и стихи XII—XIII столетий
Поскольку стихосложением в XII—XIII вв. занимались многие ученые люди, писатели и историки, их произведения вносят весомый вклад в понимание истории, причем не только Исландии, ной всего региона. Так, с конца XI в. сочинением стихов занимался прославленный Ари Мудрый (Торгильссон, ок. 1067—1148), автор первых исторических сочинений на исландском языке, из которых сохранилась только «Книга об исландцах», представляющая собой краткую историю Исландии. В конце XI — первой половине XII в. клирик Торир, предполагаемый автор «Древнейшей истории Норвежских королей», епископ в Хамаре (1189/90—1156), а позднее и Торир Гудмундарсон, архиепископ Нидаросский (1206—1214), также слагали стихи.
В XII столетии священник из Исландии и скальд Эйнар Мороз сын Скули почти всю жизнь провел в Норвегии, прославляя ее правителей. Самое значительное его произведение — «Луч», драпа об Олаве Святом и чудесах на его могиле. Оно состояло из 71 висы и сохранилось полностью1. Дошли до нас и другие хвалебные песни Эйнара, а также отдельные висы. Известна история, связанная с появлением одной из них. Король повелел выпороть некоего музыканта-гусельника за то, что тот в скоромную пятницу ел мясо (см. выше, часть 5). Эйнар вступился за беднягу. Тогда король решил, что нарушителя поста будут пороть до тех пор, пока скальд не сложит вису о его прегрешении и наказании. Виновному посчастливилось: после всего пяти ударов виса была готова:
Гусельник-поганец / Сгреб мясцо в утробу.
Так в пяток скоромный / Тешил плоть он плотно.
Прыгал прут и гнулся, / Проучая часто,
А игрец тот грешный / В гузне чуял гусли2.
От конца XI — начала XII столетия известны стихи Эйрика Тревоги, уроженца Северо-Запада Исландии. Они считаются протографом описания тяжелейшей распри, о которой рассказывается в «Саге о Битве на Пустоши» (7 вис о походе Барди сына Гудмунда в Боргарфьорд). И сам скальд, судя по стиху № 13, принимал участие в этом сражении (ср. висы № 16—18)3. Еще один скальд, Хаук сын Вальдиса, создал «Драпу об исландцах».
Герой «Саги об оркнейцах» — ярл Оркнейских островов Рёгнвальд Кали сын Коля (ум. 1158) — водном из стихов говорит о девяти своих умениях, последним называя стихосложение, которое являет собой как бы их венец4. Рёгнвальд Кали совершал паломничество в Палестину (1151—1153), а по дороге надолго останавливался в Южной Франции, и в его стихах, как считают некоторые филологи, можно обнаружить влияние поэзии трубадуров. Он занимался и теорией стихосложения, сочинив вместе с исландцем Халлем Тораринссоном «Ключ размеров» (перечень стихотворных размеров) — пособие по скальдической поэзии, использованное великим Снорри Стурлусоном (1241) в его «Младшей Эдде»5.
Во второй половине XII в. скальд Халльбьёрн Хвост Старший, известный по «Пряди о Торлейве Ярловом Скальде», сочинял стихи в честь шведского конунга Кнута Эрикссона (ум. 1196) и норвежского короля Сверрира (1177—1202). Упоминания об этом скальде как человеке, чьи слова заслуживают доверия, имеются в «Саге о Фарерцах» (гл. XXVII).
В начале своего уникального произведения «Младшая Эдда» Снорри поместил обширное, великолепное по стилю и содержанию стихотворное «Видение Гюльви», где собрал и обобщил множество мифологических сюжетов, известных сегодня в значительной мере благодаря этому произведению. Вторая же и третья части этой книги являются пособием по скальдическим стихам. И свои саги, в том числе объединенные в «Круг Земной», Снорри часто перемежает стихами, причем такими, авторство которых не всегда установлено.
Знаменитый племянник Снорри Стурла Тордарсон (1214—1284) тоже вставлял в свои прекрасные сочинения — «Сагу о Хаконе Старом» и «Сагу об исландцах» (гл. 72, 73, ок. 1264/65) — стихи-памфлеты, но, вероятно, не все из них были его собственного сочинения.
Старший брат Стурлы и другой племянник Снорри Олав Белый Скальд (1210/12—1259) также принадлежал к окружению Снорри и почитался как самый крупный поэт первой половины XIII в. Он же написал так называемый «Третий грамматический трактат», посвященный стихосложению. Отрывки из его стихов сохранились лишь в некоторых сагах: они цитируются в «Саге об Ароне», в «Древнейшей саге о епископе Гудмунде сыне Ари», в «Саге о Хаконе Старом» Стурлы сына Торда. В последней приводятся отрывки хвалебной драпы Олава, видимо, в честь короля Хакона Старого и его тестя Скули. Сохранились две висы Олава, отражающие конкретные эпизоды, героем которых был знаменитый Арон; поэт радуется проявленному им мужеству и тому, что Арон сумел избежать смертельной опасности:
Выпал сход опасный, / Днем, для войск обоих:
Был кольчуг крушитель / Крут, у Скал Сокольих
Меченоша, брошен / В круг мужей суровых,
Все ж с крючка сорвался / Враз, Арон у Стурлы (виса 15).
Затем, будучи изгнан из Исландии (1226), Арон совершил паломничество в Иерусалим, а вернувшись в Норвегию, был принят в дружину короля Хакона. Его друг Олав пишет об этом:
Шаг, стрелец, обретший / Сан и славу, — ставлю
Выше доблесть мужа — / Мерил к Иордану.
Смыл клеймо с лихвою / Фрейр щита пресветлый,
Вознеся изгоя / Имя в Йорсалиме (виса 16)6.
Вообще, оба сына Торда были в XIII в. крупнейшими носителями традиции устного стихосложения и вербальной передачи скальдического стиха.
В огромной «Саге об исландцах» Стурлы сына Торда приведены 94 висы, но почти все они анонимны. В качестве скальда там назван хёвдинг и богач Кольбейн сын Туми (ум. 1208), который контролировал большинство округов на севере Исландии и одновременно был автором ряда вис (например, № 2, 3; гл. 20). Упоминается Ингъяльд сын Гейрмунда, который был скальдом и провожатым Стурлунгов, а также участвовал в крупнейших битвах 1240-х гг. Его 13 вис отразили эти сражения, они цитируются в некоторых сагах.
Одним из лучших скальдов XIII в. считается Гудмунд сын Одда. В 1218 г. он был в свите ярла Скули, который фактически правил Норвегией при конунге Хаконе. По приезде в Исландию скальд стал домочадцем Стурлы сына Сигвата и свидетелем жестоких междоусобиц на острове. В «Саге об исландцах» он упоминается более десяти раз, а свою вису № 13 Гудмунд завершил словами:
Но свою отчизну / Грабить не пристало7.
В стихах XIII в. еще больше усилились политические мотивы: хвалы в адрес справедливого, щедрого и храброго правителя и осуждение дел неправедного. Одним из примеров может служить анонимный нид о ярле Скули, который сочинил «один человек»: «Не желаю рожу / Ярла на престоле / целовать, скуласту, — / Страсть жестка щетина...»8
Много стихов было направлено вообще против власти Норвегии.
Примечания
1. Поэзия скальдов. С. 176.
2. Там же. С. 72.
3. ИС II:1. С. 450, 458.
4. Стеблин-Каменский, 1979. С. 91—93.
5. Поэзия скальдов. С. 177; ИС II:1. С. 419.
6. Пер. А.В. Циммерлинга. См. в кн.: ИС II:2. С. 558, 560.
7. Сага об исландцах. Гл. 38. С. 113.
8. Там же. С. 114. Ст. 15. Ср. ст. 14.