Наряд и его значение
Описание одежды скандинавов нередки в фольклоре, обычно они связаны с характеристикой персонажа. Один из редких примеров находим, например, в «Песни о Риге» («Старшая Эдда»). Принимая божественного гостя в своих покоях, знатная женщина — жена ярла и мать конунга — красуется перед ним, поправляя свою дорогую и нарядную одежду и тем привлекает к ней его внимание. Об одежде говорится и в «Речах Высокого» (ст. 49), и даже в Гута лаге1. Правило «принимают по одежке» безотказно действовало в том обществе, где обычай и нравы прямо обязывали людей уделять повышенное внимание не только оружию и верховой лошади, но также одежде и украшениям. Саги часто описывают внешний вид главных персонажей, подчеркивая соответствие или несоответствие их одеяния и украшений статусу семьи и обстоятельствам момента. Описания позволяют определить ассортимент наиболее распространенной одежды в эпоху викингов, особенно в кругу элиты.
И женщины и мужчины тщательно наряжались и носили украшения, которые не так уж кардинально различались между собой. И в те времена существовало понятие моды. Так, Снорри Стурлусон в «Круге Земном», рассказывая об ярле Эрлинге (сюжет начала XII в.), замечает, что тот одевался «по-старинному: носил длинную безрукавку, куртку и рубашку с длинными рукавами, вальский2 плащ и очень высокие сапоги. И так же заставлял одеваться конунга (Магнуса, 1102—1184), пока тот был молод. Но когда конунг обрел самостоятельность, то стал одеваться нарядно»3, т. е. следовал моде. Разумеется, в неформальной обстановке мужчины и женщины одевались в зависимости от ситуации и своего характера и в то, что им было удобно.
Одежда изготовлялась преимущественно дома — из льна, конопли, шерсти, кожи, меха. Это было рукоделие женщин. Возможно, мужчины делали обувь, но сведениями об этом, полученными из саг, я не располагаю.
Работая дома или на сеттере, во время охоты или рыбной ловли все люди надевали удобную повседневную одежду. Ее шили из сермяги, грубой шерсти и холста; так, один персонаж, богатый человек «вышел из бани в банной шапочке (!) и холщовых одеждах». О сермяжной одежде говорится в «Саге о Греттире» (гл. XVII) и многих других. Мужчины носили узкие или широкие, длинные или укороченные (в разных странах и районах по-разному) холщовые штаны, которые держались на бечевке или сыромятном шнурке и завязывались сзади4, а также колпак, похожий на шлем, зауженный кверху. Женские штаны должны были завязываться спереди, но у женщин это была нижняя одежда, которая, возможно, не всегда и надевалась. Постоянно замужние женщины носили платья, одеяния типа сарафана с широкими бретелями и с накидкой, юбки с кофтой или рубашкой. Голову покрывали платком или чепчиком, девушки ходили с распущенными волосами и украшали волосы лентами, невесты убирали волосы в сетку. Упоминаются также повседневная холщовая рубаха с широкими рукавами на завязках и «плащ из простого сукна»5. Кошель (с деньгами) и ключи привязывали к поясу6. При пеших переходах использовали рюкзаки или заплечные мешки.
«Простое сукно», скорее всего грубое, было, как и большинство тканей, домашнего изготовления. Такое сукно в более поздних (с XIII в.) скандинавских материалах фигурирует под названием «вадмаль» и было не только широко распространено в Скандинавии, но вывозилось, в частности, на Русь (рус. «вотола»), а также служило одним из мерил стоимости при платежах. Плащ из вадмаля был очень теплым и удобным, в дождливую погоду он впитывал влагу. Такой плащ был «серым», т. е. некрашеным.
О белье в сагах не говорится, лишь однажды встретилось упоминание о подштанниках, но уже в «Саге об исландцах» (гл. 138).
Одежда мужчины и женщины различалась, и обмен одеждой между ними не только не был в обычае, но всячески осуждался. Так, вырез рубахи у мужчины и женщины должны были разниться по размеру: у женщины вырез был большой, открывающий верхнюю часть груди, а у мужчины — маленький. Носить одежду другого пола было не принято. Мужчины смертельно оскорблялись, если их обвиняли в «женоподобии», хотя бы из-за платья. Поэтому, надев женскую кофту, некий персонаж сумел скрыться, обманув осадивших его хутор врагов, которые не могли даже представить себе возможность такого поведения7. В другом случае мужчина, надев по рассеянности рубаху с большим вырезом, подсунутую коварной женой, был ею опозорен и вынужден дать ей желанный ею развод. Потом эта женщина расстроила брак своего любовника, указав ему, что его жена носит штаны по-мужски, завязывая их сзади и заправляя в сапожки8. В Гуталаге упоминается «мужской и женский пояс» (XX:2), т. е. и здесь соблюдались различия.
Защитой от холода всем и повсюду служил плащ, длинный или короткий (treyja)9, также с пристегивающимися рукавами и иногда с кушаком. Упоминается шерстяная поддевка и шуба из козьей шкуры; Носили одежду из кожи, в том числе штаны, рубахи, платья и плащи...10 В «Саге об исландцах» фигурирует «лоскутный плащ», с капюшоном из шкурки ягненка (гл. 49 и 97), насколько я помню, не упоминаемый в родовых сагах. В «Саге о Греттире» присутствует «пятнистый плащ», возможно, что это и есть плащ «лоскутный», т. е. составленный из кусков ткани или меха разного характера и цвета. В более ранних родовых сагах такая вещь не упоминается и вообще не вполне ясно, что имеется в виду.
В «Саге о Херде и островитянах» говорится, что люди снашивали много обуви, так как ходили по каменистой земле. Необходимо отметить, что тогда и в Западной Европе еще не знали подметок, поэтому немудрено, что подошвы быстро снашивались, даже если были сделаны из нескольких слоев грубой кожи, а их владелец ходил не по камням, а по траве. Обычно обувь делали из прочных шкур, прежде всего бычьих, упоминаются башмаки из акульей кожи11, а также из тонкой, телячьей, что было дорого. Обувь держалась на завязках. Нередко ее скрепляли сыромятными ремнями, которые обвивали ногу и завязывались выше щиколоток. Зимой на обувь привязывали шипы для безопасного передвижения по льду12. Башмаки и сапоги разной высоты надевали на носки или обмотки.
Вообще в сагах основные сведения касаются одежды состоятельных людей, причем одежды парадной. Хозяйка зажиточного гарда надевала традиционное длинное суконное платье, шапочку, нередко бархатную, с длинной кисточкой. Все это было отделано серебряной или золотой нитью, вышивкой, металлическими бляшками, аппликациями или изысканными позументами. В некоторых районах женщины предпочитали белую блузку с сарафаном или юбкой, при этом блузку отделывали домашними кружевами, а шерстяные одеяния — позументом. Поверх женщины надевали еще и нарядный передник, а плечики сарафана украшали (или скрепляли) круглыми брошами — фибулами.
Позументом отделывали и мужскую одежду. Так, в богатых могильниках раннего шведского города Бирки (IX—X вв.) найдены один кафтан из кожи и 12 кафтанов из текстиля, богато украшенных серебряными и золотыми позументами, орнаментами и т. п. О кафтанах в сагах не говорится, но зато говорится о куртках13, возможно, это одно и то же.
В Дании женщины покрывали голову красивым чепчиком или цветным платком. Любили тканые и вышитые яркие пояса. На богатых мужских и женских поясах закрепляли множество блях из бронзы или драгоценных металлов. На поясе хозяйка носила ключи от сундуков и кладовых (вспомним «Песнь о Риге»!), ножницы, иголки с нитками. Мужчины-норвежцы поверх длинных узких штанов надевали короткую куртку, название которой явно французского происхождения — кьертиль. Мужчины и женщины повсюду носили жилеты, плащи с капюшонами. В Швеции льняные, шерстяные и вязаные ткани расшивали красными, зелеными и желтыми нитками. Мужчины носили льняные рубахи и длинные свободные штаны, заправленные в носки или перетянутые завязками у щиколоток14. В Исландии носили куртки из тюленьей кожи, кожаные штаны, в холодную погоду — плащи и сапоги, подбитые мехом (например: «темно-синий плащ и ботинки из телячьей кожи, подбитые мехом или же меховые с обеих сторон»). Носили суконные или меховые шапки. Так, «на Торкеле была русская меховая шапка (!) и серый плащ, скрепленный у плеча золотой пряжкой»15. Золотая пряжка здесь, конечно, упомянута потому, что она искупает дешевую ткань плаща такого состоятельного человека, как Торкель.
В исторических музеях Швеции и Дании экспонируются реставрированные женские платья эпохи викингов, обнаруженные в могильниках. Они сделаны из грубой шерсти, вполне современно сшиты по фигуре, с рукавами и расширяющимся подолом, и окрашены в одинаковый темно-бордовый цвет. Вероятно, при этом использовались местные красители. В музее при археологическом факультете Упсальского университета, организованном в свое время известным проф. Альмгреном, демонстрируется фигура скандинавского воина в одежде, воссозданной на основе находок в некрополе города Бирка. На нем шаровары типа казацких, облегающий казакин с кушаком, на голове лихой колпак, при нем рукавицы, которые на Руси известны сегодня как «варежки» (варяжки!), и нож, который скандинавы называют «русским», а русские — «финским» (финкой)16.
Намного выше, чем предметы одежды из простой домашней ткани натуральных цветов, ценились цветные, «крашеные вещи». В основном красители были привозными, вероятно, ими красили и домашние ткани, из которых дома же шили хорошую одежду. Готовые цветные качественные ткани и нарядную одежду из них скандинавы получали в качестве даров или захватывали в порядке грабежа во время походов викингов в Европу, привозили из посещаемых ими стран, в том числе через Русь из Византии17, покупали у приезжих купцов. В сагах специально подчеркивается, что тот или иной человек одет в крашеное платье, пользуется «привозной тканью» или крашеными вещами, например: одет «в дорогой плащ», «одет в синий плащ поверх рубахи и холщовые штаны», «одет в синий плащ и сидит на крашеном седле», одет в «алый плащ» (skarlakan шведских баллад), сидит на «золоченом седле». Темно-синяя верхняя одежда, особенно плащи, упоминается в сагах нередко.
Другое дело, если всадник одет «в серый плащ и похож на бонда» (в данном случае, очевидно, на крестьянина. Курсив мой. — А.С.)18 — замечание, которое очень точно отражает связь одежды со статусом человека в мире саги.
Судя по этим и многим подобным замечаниям, одежда небогатого человека и даже простолюдина среднего достатка, а также, вероятно, будничная, рабочая одежда состоятельных хозяев, как уже отчасти говорилось, была продуктом домашнего производства и имела цвета исходного материала. Зато окрашенной, опушенной мехом, отделанной золотой и серебряной нитью, шитьем и любимыми в Скандинавии позументами одежде, которая сделана весьма искусными руками, саги уделяют особое внимание. Но и стоила такая одежда очень дорого. Один человек даже выменял свою землю Моржовый Мыс на приглянувшийся ему «пятнистый плащ с капюшоном»!19
Внук ирландского (малого) короля и сын богатого, знатного исландца Олав, прозванный за щегольство Павлином (о нем не раз говорилось выше), сватаясь к знатной и капризной девице, явился к ней в пурпурном одеянии, в золотом шлеме и с мечом, подаренным дедом20.
Богатый наряд Халльгерд («Сага о Ньяле») состоял из голубой суконной накидки, под которой было надето ярко-красное платье с серебряным поясом21. «Все богато одеты», «одеты по моде» были люди конунга Олава Святого, приехавшие на пир22. Дружинники конунга в норвежском городе Конунгахелла поражали своими богатыми «привозными одеждами»23. Роскошный подарок представлял собой наряд, «сплошь украшенный тесьмой и скроенный из новехонькой алой материи», да еще и красный плащ к нему24.
В «Саге об Эйрике Рыжем» (гл. IV) дается описание одежды прорицательницы Торбьёрг, специально приглашенной на торжество. «На ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и украшенный камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и уложенным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы. Она была обута в мохнатые башмаки из телячьей кожи, и на них были длинные и крепкие ремешки с большими пряжками из желтой меди. На руках у нее были перчатки (?) из кошачьего меха, белые и мохнатые изнутри». Наряд Торбьёрг был, безусловно, богатым, но не роскошным.
А вот замечательное описание внешнего вида одного из героев «Саги о людях из Лососьей Долины» — Болли, который вернулся из Норвегии в Исландию на своем корабле в сопровождении многих норвежцев. Он «привез с собой большие богатства и много драгоценностей, которые ему подарили высокопоставленные люди», в особенности «король Миклагарда» (император Константинополя. — А.С.). Он «так привык к пышности», что и в Исландии продолжал носить одежды «из пурпурных и дорогих тканей, и все его оружие было украшено золотом». Его одиннадцать спутников были в пурпурных одеждах и сопровождали его по стране, сидя на позолоченных седлах. На Болли был «пурпурный плащ, а за поясом у него был меч Фотбит. Его крестовина и навершие были украшены золотой резьбой, а рукоятка украшена золотой нитью. На голове... золоченый шлем, а на боку красный щит, на котором был изображен золотой рыцарь. В руке у него было копье, как это принято в других странах. В таком рыцарском одеянии Болли ехал на запад, в родную округу», и по дороге все женщины, бросив свои дела, только и смотрели «на его великолепие»25.
Однако бывало и по-другому. «Самая богатая женщина Исландии» Халльвейг дочь Орма ехала на лошади, одетая в темно-синий тулуп «из лоскутов», и несколько лоскутов было повязано у нее на голове, заменяя ей головной убор. Сопровождал ее только один человек. Встретившись с ней, Снорри сын Стурлы ухмыльнулся, удивленный ее неподобающим видом26.
Образец своего рода «спецодежды» — одеяние скороходов: мужчины Хени и женщины Хекьи, о которых говорится в «Саге об Эйрике Рыжем» (гл. VIII). Они были одеты в балахоны с капюшоном, по бокам которых были разрезы, без рукавов, с «закрепкой» между ногами в виде пуговицы и петли. «Больше на них ничего не было. Эту одежду они называли «бьяваль»».
Изготовление одежды в домашних условиях было обязанностью женщин. Долгими зимами они сидели за прялкой, ткацким станом или с иголкой — шили, вышивали на пяльцах, в том числе расшивали ткань или одежду золотом (ср.: «Сага о Велсунгах»), нашивали на нее целые картинки из другой ткани, плели красивейшие позументы27.
На йоль (праздник Нового года) было принято надевать новое нарядное одеяние.
Примечания
1. GL. B. 144, № 2, 3.
2. Возможно, валлийский? уэльский?
3. КЗ. С. 574.
4. Сага об исландцах. Гл. 105.
5. См., например: ИСИЭ. С. 482—484.
6. Сага об исландцах. Гл. 138.
7. Там же. Гл. 46.
8. См. об этом подробнее в части 3 (о супружестве).
9. Холщовые рубаха и штаны, а поверх всего наброшен синий плащ — такова каждодневная одежда бонда (КИ. С. 304 и мн. др.). Сканд. обозначение плаща сходно с франц. «труайя».
10. СОДВ. С. 148—149.
11. ИСИЭ. С. 478, 498.
12. Сага о Торстейне Белом. Гл. VIII; Сага об исландцах. Гл. 152.
13. Сага об исландцах. Гл. 179. В могильниках Бирки (IX—X вв.) обнаружены кафтаны двух видов: до колен и ниже колен (Hägg, 2007, fig. 524, 716 o.f.a, p. 116—117), но в сагах говорится о куртках вообще, что, возможно, обозначает одну и ту же одежду.
14. ИС I. С. 326, 655; ИС II:1. С. 136, 175, 177, 351—357 и мн. др.
15. Сага о Гисли. Гл. XVIII.
16. О «варежках» и «финке» я рассказала автору книги о древней Бирке проф. Альмгрену, и он был немало удивлен.
17. СОДВ. Прим. 103.
18. ИС I. С. 49.
19. Сага о Греттире. С. 18.
20. ИС I. С. 303.
21. Там же. С. 407 и сл.
22. КЗ. С. 182.
23. ИС I. С. 447.
24. КИ. С. 509.
25. ИС I. С. 436—437 (курсив мой. — А.С.).
26. Сага об исландцах. Гл. 49.
27. КЗ. С. 218. Ср.: Hägg. P. 125 o. a.