Местные власти: хёвдинги, годи
По неписаной табели о рангах хёвдинги занимали третье место во власти после конунга и ярлов. Это люди, имеющие знатных предков или, как мы увидим ниже, добившиеся высокого статуса в силу личных заслуг, а также обладающие определенной властью на местах. Видимо, именно о таком человеке, т. е. хевдинге, выбившемся из незнатных людей, особо говорится в «Саге об Ингваре Путешественнике»1. Хёвдингом в сагах часто называют могущественного человека, происходившего из известной семьи, авторитетного среди местного населения, обычно местного управителя, предводителя — вождя, главаря, военачальника в морском или пешем походе (если при этом не было конунга). Если хёвдинг управлял херадом (сотней), то он назывался «херадсхёвдингом». Когда саги хотят подчеркнуть особую власть и влияние какого-либо местного владыки, его называют «большой», «могучий» хёвдинг. Особенно могущественным считался «окружной хёвдинг». Часто в сагах такой хозяин округи упоминается именно как военачальник (hofdingi mirill). И именно хёвдинги в сагах обычно противопоставляются «простым людям» (almugi) и, соответственно, «простым воинам»2.
Авторитет хёвдингов стоял высоко, без них решение дела на тинге не считалось законным3. Но их власть была сильна и в повседневной жизни. Случилось, например, однажды так, что жене авторитетного хёвдинга (и дочери Олава Павлина), умной, властной Торбьёрг Толстой, в отсутствие мужа пришлось руководить делами в округе, и все бонды посчитали это нормальным.
Жители округи постепенно становились как бы зависимыми людьми хёвдинга, наподобие римских «клиентов», во всяком случае, весьма считались с ним. Когда молодежь в одном из округов Исландии стала «шалить», обижая обывателей, они пожаловались хёвдингу Вермунди. Тот поговорил с отцами безобразников, всех усмирил, а одного озорника вынудил отселиться подальше4. В сагах провожатые хёвдинги либо живут в его доме, либо это соседи-бонды, которые имеют свои дворы; но впоследствии таких бондов начали принуждать к исполнению этой обязанности, грозя штрафом5. Со временем хёвдинги стали использовать и ополчение бондов в своих целях во время междоусобиц, платя за их содержание и участие в схватках, а также переманивая бойцов у других хёвдингов6.
Хёвдинги были богатыми людьми. Один из них, «большой хёвдинг» Гудмунд, имел сотню домочадцев7. Судя по «Саге о Курином Торире», местный хёвдинг первым всходил на прибывший торговый корабль и назначал цену за товары. Тем, кто не подчинялся его приказам, он не разрешал торговать, а то и присваивал их корабль. Многие хёвдинги смолоду были викингами, один из них, швед Олав, около 900 г. ограбил большой торговый город Хедебю. Богатый Торкель сын Эйольва из Лососьей Долины, «именитый муж», стал «могучим хёвдингом»8 и славился своей независимостью. Немало знатных людей искали удачи на военной службе за морем, в частности на Руси. В «Саге о Битве на Пустоши» (гл. XLIII) рассказывается о судьбе знатного Барди. После развода с «гордой Ауд», дочерью известного Снорри Годи, он уплыл на Русь, вступил там в княжескую дружину и воевал с находниками — норманнами. Все тамошние скандинавы его уважали и любили. Был он храбр и предприимчив, собрал собственную дружину, хорошо охранял «державу конунга [Руси]» и пал в битве, сражаясь до последнего вздоха.
В доме хёвдинга на Овечьей Горе было «отличное убранство, вся горница была завешана тканями, а поверх ткани висели щиты. Доспехи не висели [только] перед кроватями женщин. Сольвейг, хозяйка дома, незадолго перед этим родила дитя. Она только что поднялась с [родильного] ложа, а теперь лежала в горнице» вместе со своей дочерью Турид, [окруженная вниманием] «своей матери Вальгард и многих других людей»9.
Нередко хёвдинги вступали между собой в конфликты из-за земель и власти, из-за влияния на бондов. Сравнительно мирные периоды, когда междоусобицы стихали, были редкими. Известно, что в первой половине X в. в Исландии не было серьезных междоусобиц; считается, что это было заслугой одного из первопоселенцев — хёвдинга Торстейна Белого. Но, как мне представляется, этот относительный мир, скорее всего, объясняется наличием тогда свободных земель10.
Хёвдинги часто являлись годи местного капища, тогда это было как бы одним из званий хёвдинга. Годи — жрецы и смотрители капища11 — относились к старой знати. Изначально были представителями язычества, отстаивали его и как духовные пастыри, жрецы капища, прекратили свое существование только с внедрением церковной организации. Каждое рядовое капище имело свою округу — годорд, т. е. общину, включавшую от нескольких единиц до нескольких десятков дворов, хозяева которых ежегодно вносили годи средства на содержание капища. Это были бонды разного состояния. Таким образом, годи капища стоял во главе соответствующего годорда. Обычно годи был богатым и влиятельным человеком, в своем годорде он имел не только жреческую, но и светскую власть12, особенно с XI в., когда капища были разрушены, а годорд на время стал как бы территориальной единицей. В Исландии в каждой «четверти» было определенное число годордов: в конце X в. их было 39, после реформы 1005 г., т. е. после христианизации, их стало уже 4213. Таким образом, годи имели и административную власть на местах.
О Торкеле Разгребале, годи Озерной Долины, в «Саге о Греттире» (XII в.) говорится, что он «человек очень влиятельный» (гл. XVI). И в «Саге об исландцах» годи еще фигурируют (гл. 6 и др.), и они по-прежнему авторитетны, а это уже XIII столетие.
В непрерывной борьбе за власть внутри элиты получение годорда кем-либо из ее представителей было дополнительным стимулом для усиления враждебных действий между соперниками. В «Саге о людях с Песчаного Берега» (гл. XV) так описан один из влиятельных годи: «Снорри был человек среднего роста, скорее худощав, хорош собой, с правильными чертами лица, светлокожий, со светлыми волосами и рыжей бородой. В повседневной жизни он сохранял невозмутимость: по нему трудно было увидеть, доволен он или нет. Он был умен и умел предвидеть многие вещи заранее. Он был мстителен и злопамятен; своим друзьям он помогал добрым советом, но недруги должны были опасаться его замыслов. Снорри смотрел за капищем; поэтому его называли Снорри Годи. Он рано сделался большим хёвдингом, но власти его сильно завидовали, ибо вокруг было много людей, считавших себя не менее знатными, чем он, но при этом превосходивших его силой и закаленных в испытаниях»14. Судя по «Саге о Гисли», свою власть годи этот Снорри унаследовал после убийства его отца Торгрима.
Уместно заметить, что любая передача годорда, в том числе по наследству, обычно производилась при свидетелях15.
Годи объединял людей в рамках годорда, особенно когда речь шла о тинге, где выбирались местные старосты и, тем более, если нужно было выработать позицию для участия в выборах короля на общем тинге. О некоем годи Гримкеле прямо говорится, что он был главой местных бондов16.
Очевидно, что если хёвдинги стремились заполучить место годи, чтобы увеличить свои состояние и власть, то, став годи, человек превращался в хёвдинга местных бондов. Именно годи, на содержание «подведомственного» ему капища, люди данного годорда несли ежегодный налог. Если он ехал на тинг, его должны были сопровождать бонды, а отказавшийся платил штраф. Когда влиятельный хёвдинг и годи Хрольв, прозванный Торольвом за пристрастие к богу Тору, самолюбивый и решительный, рассорившись с норвежским королем, уехал на постоянное жительство в Исландию, он занял там обширные земли, построил роскошное капище и «поселил людей на занятой территории»17. Иначе говоря, он и здесь стал годи, и здесь окружил себя зависимыми людьми.
В «Саге о сыновьях Дроплауг» рассказывается о человеке по имени Кетиль Гром; он, как и его брат, с которым они жили вместе, был богат и все время ездил по торговым делам. Дело происходило в начале X в. Случилось так, что у Кетиля в руках оказались особенно большие деньги, на которые он купил себе не только хутор, но также и годорд18. Когда же Кетиль умер, его два сына поделили отцовское наследство следующим образом: один из них получил хутор отца, а другой — годорд19. В другом случае годордом владели одновременно «Вальбранд с [его] сыном Торви»20. То, что звание годи и годорды передавались в семье по наследству, следует из многих саг, и это правило действовало еще в конце XII в.21 Соответственно в составе родового наследства передавалась и известная власть над населением годорда22. Годорд можно было не только купить, но и предоставить в пользование другому лицу, даже из другого рода, особенно если годи обеднел и/или больше не мог обеспечить защиту членам своего годорда, что был обязан делать. Т.е. в случае, если один годи не мог удержать власть и обеспечить порядок в полном объеме, он мог разделить ее с другим лицом (лицами) или передать ее совсем другому лицу23. Но, возможно, совместное обладание годордом объяснялось какой-то другой причиной. Например, некие люди, которые «сообща владели годордом и были все людьми знатными», купили местный лес «для своих нужд на тинге»24, иначе говоря, превратили общинное владение в свою собственность на законном основании, видимо, благодаря власти в годорде, что и подчеркивает сага.
С другой стороны, некоторые хёвдинги сосредотачивали в своих руках несколько годордов. Так, несколькими годордами в Северной четверти Исландии на рубеже XII—XIII вв. владел Сигват; а его сын Туми, отделяясь от отца, просил выделить ему наряду с отдельным хутором еще и часть годордов, «которыми Сигват распоряжался». Получив отказ, Туми поднял против отца бондов, но был убит в стычке. Позднее, после проигранной сторонниками Сигвата битвы (1238) всеми его годордами в Северной четверти овладел Кольбейн Младший, который управлял «неправедно и с помощью насилия»25. Интересно, что Сигват «за денежные ссуды получал земли, и его достояние умножилось» (гл. 6), так что он выступал в своем годорде и как ростовщик. В «Саге об исландцах» (гл. 6. 1197 г.) это разъясняется так: Сигват сын Стурлы, получив по завещанию неплохое наследство — 40 сотен серебра, стал пускать деньги в рост, «покупал и перекраивал участки» и в результате поставил свой «богатый хутор». За хозяйством там постоянно надзирали переехавшая к нему сестра Турид и ее муж26.
Из приведенных примеров видно, что у богатых хёвдингов владение годордом сочеталось с довольно обширным другим имуществом, в частности несколькими хуторами. Ясно также, что, получив в свое владение годорд, можно было войти в состав знати. Со временем, когда различными путями, в том числе и с помощью вооруженных столкновений, происходили перераспределение и концентрация земельных владений, наряду с ними и власть годи вместе с годордами также оказывалась в немногих руках. Но обладание годордом и связанное с ним положение языческого наставника-годи тогда уже не было так твердо связано с принадлежностью к элите.
Итак, очевидно, что положение человека элиты обязывало иметь кроме чести еще знатное происхождение и богатство или хотя бы состоятельность.
В «Саге о Названых Братьях» говорится о годи Торгриме, который «держал многолюдный годорд» и был могущественным, знатным и очень отважным хёвдингом. И он сам, и его четыре племянника — все бесстрашные удальцы — были очень заносчивы27. Другой годи из этой же саги Вермунд за богатые подарки мирволил местным грабителям28, так что бонды оказались перед ними совершенно беззащитными. Годи Рольв, судя по руническим надписям, держал в качестве годорда весь (датский) остров Фюн29.
Некто Храфнкель устроил капище Фрейра. Он стал раздавать «земли в долине, которую занял, другим людям и объявил себя годи, желая над ними главенствовать. Его и стали звать Годи [бога] Фрейра. Властный и склонный к насилию, он часто был несправедливым к подданным и никому не платил виры и выкупа»30. Сыновья Храфкнеля унаследовали власть годи31. В «Саге о Херде и островитянах» рассказано о Гримкеле, таком же годи, который имел «большой годорд... был человек богатый и не чуждался насилия»32.
Обычно власть годи, если он был видным хёвдингом, распространялась за пределы годорда. Но хёвдинг мог возглавлять округ и даже несколько округов, имея под своей властью ряд годордов. Такие окружные хёвдинги, как упомянутый выше Сигват, рассматриваются в сагах как могущественные люди.
Примечания
1. Сага об Ингваре. С. 250.
2. СОДВ. С. 91—92, прим. 10.
3. ИС I. С. 443.
4. ИС II:1. С. 121.
5. Ср.: Сага об исландцах. Гл. 33 и с. 369, прим. 199.
6. Там же. Гл. 95 и 97. В указанных главах, а также в некоторых других хёвдинги сговариваются «уводить [от кого-либо] бондов».
7. ИС I. С. 634.
8. Там же. С. 414.
9. Сага об исландцах. Гл. 71. С. 159. Этот эпизод саги интересен (помимо сведений об убранстве дома хёвдинга) тем, что он, единственный в своем роде, привлекает внимание читателя к роженице, которой помогала мать и которая окружена вниманием «многих людей». Так, во всяком случае, обстояло дело в семье хёвдинга.
10. ИС II:1. С. 376.
11. ИС I. С. 29.
12. Ср.: ИС I. С. 28.
13. См.: ИСИЭ. Прим. 804; ИС II:2 (см. соответствующие комментарии).
14. ИС II:2. С. 35.
15. Сага об исландцах. Гл. 18.
16. ИСИЭ. С. 435.
17. ИС II:2. С. 25 и сл.
18. Там же. С. 214.
19. Там же. С. 217, 218.
20. ИСИЭ. С. 447.
21. Например, Сигват принял «родовой годорд». См.: Сага об исландцах. Гл. 6.
22. ИС II:2. С. 25.
23. Ср.: Там же. С. 16; Сага об исландцах. Гл. 18.
24. КЗ. С. 548 и сл.
25. Сага об исландцах. Гл. 140.
26. Интересный материал о Сигвате см.: Там же. С. 72—73.
27. ИС II:1. С. 173.
28. Там же. С. 127.
29. DR. S. 189, 190, 192, 193.
30. ИСИЭ. С. 138 и сл.
31. ИСИЭ. С. 156.
32. Там же. С. 446 и сл.