Из истории города
Своё название Тромсё получил по острову, на котором, собственно, и находится сегодня город: дословно «Тромсё» означает «остров Тромс». Правда, о том, что скрывает загадочное слово «тромс», лингвисты никак не могут договориться. Быть может, объяснение кроется в древненорвежском trums, произошедшем, в свою очередь, от straumr, что значит «(мощный) поток». В пользу этой теории говорит наличие в Норвегии большого количества островков и рек, называемых Тромса
Другие учёные склонны искать объяснение в близлежащей горе Тромма, что можно перевести как «барабан». По мнению приверженцев этой теории, нынешний Тромсё прежде назывался Малым Тромсё — в противовес Тромсё Большому, ныне известному как остров Квалё. В пользу этой теории говорит и саамское название горы, которая, согласно преданиям, в дохристианские времена имела для лопарей сакральное значение.
Вообще саамы и норвежцы ведут своего рода этимологическую борьбу: чьё же изначально слово «Тромсё»? Из какого оно пришло языка?
Некоторые полагают, что норвежское слово было заимствовано из лопарского языка, где остров-город сейчас именуется Ромса. Но что же в таком случае значит «Ромса», объяснить никто не может.
Говоря о названии города, стоит упомянуть и два его известнейших прозвища: Ворота Арктики и Скандинавский Париж. То, что Тромсё стал вратами царства бескрайних льдов, объяснить несложно: именно отсюда отправлялись (да и отправляются) многие арктические экспедиции. Парижем же город впервые назвал в 1940 г. немец Хартунг, записавший в своём дневнике: «Стокгольм называют Парижем Скандинавии. Если бы обитаемые северные края полуострова тоже могли заполучить подобный город, им, без сомнения, стал бы Тромсё». В те времена Париж был, что называется, центром Вселенной, эталоном, а потому вполне естественным было сравнивать другие города именно с ним Неизгладимое впечатление на Хартунга произвели манеры местных жителей, их знание иностранных языков и их культура — такого от «жителей крайнего севера» приезжавшие сюда уж никак не ожидали.
Другой причиной ласкового прозвища был высокий поток полученных от продажи рыбы денежных масс, проходивших через Тромсё, что быстро привело к экономическому росту и, как следствие, покупке многих товаров напрямую с континента, а не через торговцев в Осло. Бурная торговля с передовой европейской державой привела к появлению в городе французских названий — например, пирс здесь называется sjete.
Первые поселения возникли в этих краях в конце Ледникового периода, но древнейшей культурой, заселившей местность, считаются саамы, прибывшие сюда около 2000 лет назад. Предки современных норвежцев появились тут в раннее Средневековье, в IV—V вв., и в 1252 г. построили здесь первую церковь — «Церковь Святой Марии в Тромсе рядом с язычниками» — во время правления Хокона Хоконсона, обозначив тем самым норвежскую территорию. К тому моменту это был самый северный храм в мире — этим фактом норвежцы, видимо, гордились настолько, что решили как можно дольше сохранять подобный статус. К сожалению, от этой церкви ничего не осталось, но археологи предполагают, что это была простая ставкирка. Предположительно фигура Мадонны, ныне помещённая в церковь Элверхёй, некогда украшала и церковь Тромсё, являвшуюся одной из 14 королевских часовен в стране, что означало её принадлежность монарху, а не священнослужителям.
Приблизительно в то же время окрестности стали подвергаться набегам со стороны карелов и новгородцев — возможно также, что именно для защиты от них из торфа и камня был построен средневековый борг Скансен.
Надо сказать, появление в Тромсё церкви с самого начала притягивало к нему паломников из ближайших деревень и сёл, приплывавших сюда только ради того, чтобы присутствовать на службе. Это во многом способствовало и процветанию торговли. Приезжие нередко задерживались в Тромсё на ночь, и церковь мгновенно обросла маленькими домишками-времянками. Так в регионе с разбросанными поселениями Тромсё принял на себя роль места встреч и сборов людей.
В 1789 г. была отменена бергенская монополия, и жители Северной Норвегии уже были вправе торговать с кем душе угодно. Тогда же был построен старейший из сохранившихся в Тромсё жилых домов — Тольбюа в Скансене, созданный для сбора налогов и пошлин, полученных от теперь уже разрешённой торговли. В регионе основали Хаммерфест и Вардё, однако власти ощущали необходимость в утверждении третьего города в Северной Норвегии — вопрос заключался лишь в том, где его разместить. Претендентами на новый статус оказались Гибостад, Гаусвик и остров Кьётта близ Харстада. Тем не менее выбор пал на Тромсё, и в 1794 г. Кристиан VII наделил местечко с населением всего 80 человек городскими привилегиями.
Во время наполеоновских войн Тромсё подвергся вторжению английских войск в 1812 г., но в битве под Пёльсехамна небольшой датско-норвежский гарнизон продемонстрировал столь небывалую отвагу, что захватчики не решились атаковать сам город. Так удалось сохранить ценные запасы зерна, спрятанного в редуте Скансен. В те нелёгкие годы особенно важной оказалась поморская торговля с Российской империей, и значимость Тромсё начала стремительно расти.
В 1820 г. началось активное освоение охотниками и рыбаками Северною Ледовитого океана от Новой Зеласи до Канады, и вплоть до 1850 г. Тромсё был ведущим торговым пунктом региона, отобрав это звание у Хаммерфеста. Крепкие торговые связи нового центра простирались от Архангельска до Центральной Европы (Бордо), и Тромсё скорее походил на скопление причалов, нежели на настоящий город. Поскольку вся жизнь была сосредоточена у воды, нынешняя центральная улица Стургате (Storgate) находилась где-то на задворках города, с ничем не примечательными домиками. Старые прицерковные избушки были вывезены за пределы Тромсё, превратившись в квартал для бедных.
Тромсё всегда умел извлекать выгоду из своего положения. Период расцвета подарил жителям города семинарию, переехавшую сюда в 1848 г. из Тронденеса, педагогический колледж, судоверфь и музей. В 1877 г. был открыт пивоваренный завод Макка, в 1927 г. была основана обсерватория для наблюдения и изучения полярного сияния.
К концу XIX в. Тромсё стал центром не только торговли, но и арктических экспедиций. Руаль Амундсен, Умберто Нобиле, Фритьоф Нансен и другие полярники умело использовали местоположение Тромсё и набирали в свои экспедиции команду исключительно из местных жителей, с детства отлично знакомых с климатическими условиями крайнего Заполярья.
В 1940 г. Тромсё на несколько недель превратился в столицу неоккупированной Норвегии, когда сюда переехало норвежское правительство. 10 апреля в Тромсё прибыл норвежский генерал Карл Густав Флейшер, дабы отдать распоряжение о мобилизации гражданского населения и местных солдат, объявив Северную Норвегию новым театром военных действий. Тем не менее
Тромсё оказался единственным городом этого региона, нисколько не пострадавшим от военных действий. Более того, в местных водах 12 ноября 1944 г. был затоплен немецкий линкор «Тирпитц», на котором погибли почти 1000 вражеских солдат.
По окончании Второй мировой войны Тромсё оказался в полном запустении: в связи с тем, что ему удалось пережить войну без единой царапины, деньги правительство предпочло выделять другим городам и сёлам, которые пришлось в буквальном смысле слова восстанавливать из пепла. Тем не менее население постепенно начало увеличиваться, к городу присоединили соседние районы, утроившие количество жителей, — и вот, наконец, Тромсё стал столицей целой коммуны. Сегодня здесь проживает более 67000 человек — и это не считая нескольких тысяч студентов, находящихся в городе большую часть года. Университет был основан в 1972 г., Норвежский институт полярных исследований в 1998 г. переехал сюда из Осло — всё это в немалой степени способствовало приросту населения. В 1964 г. здесь появился аэропорт, на сегодняшний день являющийся пятым по величине в Норвегии и пропускающий около 1,4 млн. пассажиров ежегодно. Тромсё имеет постоянное воздушное сообщение с несколькими норвежскими городами, а также с Мурманском, Архангельском, Ригой и Лондоном
Само местоположение города представляется несколько экзотичным: сюда не ходят поезда (хотя власти рассматривают предложение о строительстве железной дороги между Нарвиком и Тромсё); здесь же заканчивается европейская трасса Е8. Ежедневно в Тромсё причаливают паромы компании «Хуртигрутен» — быть может, частично потому, что её основатель Рикард Уит был уроженцем именно этого города.
Будучи расположен на небольшом островке, Тромсё связан с материком мостом Tromsøbrua длиной 1016 м, а также знаменитым туннелем Tromsøysundtunnelen длиной целых 3500 м и охватывающим не только водное, но и подземное пространство, связывая аэропорт, центр и южные окраины города. Система подземных бункеров, ходов и туннелей возникла ещё во времена холодной войны — на случай обострения отношений между Норвегией и СССР. Сегодня ничто не предвещает конфликтов между Россией и её северным соседом, но норвежцы всё равно поддерживают свои хранилища и дороги в отличном состоянии — правда, используя их для автомобильного движения.
Путешествие на борту «Хуртигрутен» считается одним из красивейших в мире