Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

на правах рекламы

авиабилеты на рейсы Utair

1915 г.: экономическая война и «бизнес-дипломатия»

Несомненно, война делала нейтральную торговлю и судоходство все более прибыльным бизнесом. С перекрытием нормальных торговых маршрутов и растущим осознанием того, что война, скорее всего, продлится долго, повысились и цены на товары, необходимые для ведения войны, и цены на продовольствие для гражданского населения. Соответственно выросли и грузовые тарифы, превышая рост страховых выплат в связи с риском, вызванным войной. Поэтому для Норвегии это был период процветания, так как повысился спрос на морские перевозки и определенные виды экспортной норвежской продукции — например, рыбу и руды различных металлов, в которых нуждалась Германия. Однако начиная с 1915 г. Англия ужесточила контроль над норвежской торговлей, потребовав эффективных гарантий недопущения экспорта или реэкспорта в Германию. Взамен на это англичане пропускали суда, везущие важнейшую экспортную продукцию Норвегии, или разрешали норвежским кораблям заправляться углем в портах, находящихся под английским контролем.

Ответом Германии на эту блокаду стал переход к подводной войне как средству воспрепятствовать морским поставкам жизненно необходимых грузов в Англию или затруднить их. Четвертого февраля 1915 г. Германия объявила воды вокруг Британских островов Kriegsgebiet, или военной зоной, в пределах которой уничтожались все торговые суда противника, даже в случае невозможности обеспечить безопасность пассажиров и команды. Нейтральные суда также подвергались риску в виде побочного ущерба, а также из-за якобы практиковавшихся англичанами злоупотреблений флагами нейтральных государств для маскировки собственных кораблей. Если не считать выступления с официальным протестом совместно с Швецией и Данией, реакция норвежского правительства и судовладельцев была не слишком бурной, поскольку они считали, что незначительная численность германского подводного флота делает эту угрозу в какой-то степени иллюзорной. Эта точка зрения не изменилась даже после того, как 19 февраля норвежский танкер был торпедирован германской подводной лодкой в Английском канале.

Уже осенью 1914 г. было ясно, что экономическая война превращается в заколдованный круг, потому что каждая новая акция одной воюющей стороны преподносилась в качестве ответа на предыдущую акцию противника. Так, объявление Германией о военной зоне предоставило главным странам Антанты — Англии и Франции — желанный повод для новой серии блокадных мероприятий, объявленных 1 марта 1915 г. и закрепленных в английском «Королевском указе в Совете» от 11 марта. С этого момента Англия и Франция «считали себя вправе задерживать и буксировать в порты суда, перевозящие грузы, предположительно предназначенные для противника, принадлежащие ему или произведенные им». Дела о таких кораблях и их грузах решались бы призовыми судами. Однако, поскольку с юридической точки зрения ситуация была по меньшей мере неясной, английские власти, намеренно устраивая длительные и дорогостоящие задержки для торговых судов, надеялись убедить судовладельцев отказаться от перевозки грузов, не получивших официального английского сертификата о том, что они являются предметами импорта нейтральных стран. В ответ на ноту протеста со стороны норвежского правительства англичане вновь предложили Норвегии учредить официальное общенациональное агентство по импорту и экспорту. В качестве альтернативы было предложено достичь договоренность непосредственно с крупнейшими судовыми компаниями.

К этому моменту норвежское правительство, должно быть, поняло, что экономическая война — это надолго, а иммунитет на том уровне, на который надеялись нейтральные страны, отошел в прошлое. В экономике страны уже намечался раскол: с Германией торговал один из секторов экономики, а все остальные были вынуждены подчиняться блокадным мероприятиям, проводимым Англией. А поскольку способность Англии контролировать импорт Норвегии позволяла ей гораздо крепче, чем любой другой державе, «держать в руках» экономику Норвегии, то возникающий в результате дисбаланс неизбежно должен был превратить Норвегию в «нейтрального союзника» Англии. Чтобы в таких обстоятельствах сохранить официальный нейтралитет — так сказать «фасад», — было жизненно важно, как тогда считалось, избегать какого-либо прямого государственного участия в любых соглашениях, согласно которым отдавалось предпочтение одной из воюющих сторон. Подобная политика отлично сочеталась также и с преобладающим в ту эпоху экономическим либерализмом, согласно которому государство в принципе должно было как можно меньше вмешиваться в частное предпринимательство и торговлю. А значит, предпочтительным вариантом было позволить отдельным фирмам или ассоциациям, объединяющим фирмы в рамках одной «отрасли» или сферы промышленной или коммерческой деятельности, напрямую иметь дело с английским правительством, при этом информируя норвежские власти о достигнутых договоренностях. Принцип, на основе которого достигались подобные соглашения, заключался во введении англичанами «нормирования» поставок каждой фирме сырья и других жизненно важных импортных товаров в той мере, в которой эта фирма готова сотрудничать с Англией в мероприятиях по блокаде Германии. Главная потенциальная опасность такой системы заключалась в том, что английские власти, чтобы убедиться в точном соблюдении этих по характеру своему частных договоренностей, требовали предоставления полной и исчерпывающей информации о коммерческих сделках каждой фирмы. А поскольку знание — сила, это открывало путь для широкого английского проникновения в экономическую жизнь Норвегии, что имело долгосрочные политические последствия.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.