VIII. Приготовления к путешествию
Нансен был небогатым человеком, он не мог совершить этого путешествия на свои собственные средства и обратился к норвежскому королю с просьбой оказать ему поддержку. Король дал ему большую сумму; кроме того, по всей стране собирали пожертвования, немало присылали денег и из других стран; так что у Нансена скоро оказалось двести тысяч рублей с лишком, которых и хватило на все приготовления и закупки, на жалованье матросам я на другие нужды.
Прежде всего, конечно, надо было позаботиться о постройке корабля. Из плана уже видно, что Нансен обратил главное внимание на то, чтобы корабль мог выдержать страшное давление льдов.
Строил это судно известный кораблестроитель в Норвегии Колин Аргер и действительно выстроил замечательно. Ни один из прежних северных путешественников не имел в своем распоряжении такого прочного и удобного корабля. Корабль вышел не особенно красивым, за то вполне подходившим для такого путешествия. Его делали очень широким и коротким, так как длинному кораблю очень трудно пробираться среди плавучих льдин, и прежде, чем корабль замерзнет, ему нужно будет пройти между такими льдинами.
Благодаря паровой машине1, корабль мог идти по желанию путешественников по ветру и против ветра. Жилое помещение находилось на корме2 и было устроено так, что большую общую каюту3 окружали маленькие каюты для спанья. Впереди общей каюты помещалась кухня. Освещение на корабле было электрическое4. Для получения этого света путешественники захватили с собой особую машину, которая могла приводиться в движение или паром или ветром (как ветряная мельница); не забыли и керосину на всякий случай. Лодок на корабле было восемь; их взяли для того, чтобы экипаж мог спастись при несчастий с кораблем.
Из пищи выбрали самую подходящую, и для того, чтобы она не портилась, ее укупорили в металлические ящики, не пропускавшие воздуха. Захватили мяса, рыбы, молока, масла, сушеного картофеля и других овощей, ржаной и пшеничной муки, сухарей и т. д. Из напитков взяли чай, кофе, шоколад, лимонный сок и немного пива. Кроме того, путешественникам надарили множество книг для чтения. Для научных наблюдений, было припасено большое число различных приборов и инструментов: градусники5, барометры6, фотографические камеры и т. д.7; для охоты — ружья, револьверы, патроны, сети для рыбы, гарпуны8 для тюленей и моржей, капканы для медведей. Позаботились и об упряжных эскимосских собаках, которые могли принести путешественникам не мало пользы.
Кто же участвовал в этом путешествии, кроме самого Нансена?
Лишь только прошел слух, что знаменитый Фритьоф Нансен отправляется к северному полюсу, — со всех сторон явились десятки желавших быть его спутниками, из которых уже не трудно было выбирать подходивших людей. Назовем имена этих храбрецов:
1. Капитан корабля Отто Свердруп, уже принимавший участие в переходе на лыжах через Гренландию. Ему было тридцать восемь лет; он был женат и имел одного ребенка.
2. Офицер морской службы Сигурд Гансен, двадцати пяти лет, самый молодой из участников экспедиции.
3. Генрих Блессинг, доктор, двадцати семи лет, холостой.
4. Теодор Якобсен — штурман9, тридцати восьми лет; был женат и имел одного ребенка.
5. Антон Амунден, машинист, сорока лет; женат и имел семь душ детей.
6. Повар на корабле Адольф Юлль, тридцати трех лет; женат, имел четырех детей.
7. Ларс Петерсен, второй машинист, хорошо знавший кузнечное дело, тридцати трех лет; женат, имел четырех детей.
8. Морской офицер в запасе, двадцати шести лет, Фредерик Иогансен. Он так хотел поехать с Нансеном, что, когда все места на корабле были заняты, решился исполнять обязанность кочегара.
9. Гарпунщик10 Педер Гендриксен, тридцати четырех лет; уже с четырнадцати лет плавал по Ледовитому океану. Женат, имел четырех детей.
10. Механик11 Бернгарт Нордаль, двадцати девяти лет; женат, имел пять душ детей.
11. Ивар Могстад, бывший лесник, на корабле исполнял разные работы.
12. Бернт Бентсен, тридцати трех лет, много раз плавал по морю, штурман. Его взяли на корабль за один час до отъезда.
Самому Фритьофу Нансену в это время было тридцать два года, он оставил жену и маленькую дочь Лив.
Как же Нансен назвал свой корабль? Он дал ему имя «Фрам», что значит по-русски «вперед».
Примечания
1. Паровая машина устраивается на локомотивах и пароходах для их передвижения. Паровой такая машина называется потому, что опа работает с помощью водяного пара, который получается от кипячения воды в котле.
2. Кормой называется задняя часть лодки или корабля; передняя часть называется носом.
3. Общая каюта, или общая комната, помещение.
4. Электрическим освещением называется освещение, получаемое от нагретых особым способом проволок или угольков. Нагреваются они до такой степени, что, накаливаясь, дают яркий свет.
5. Градусником называется прибор, с помощью которого узнают, насколько погода холодна или тепла.
6. Барометром называется прибор, с помощью которого узнают давление воздуха, а поэтому и высоту какого либо места над уровнем моря, или какова будет погода: хорошая, или дождливая, или бурная и пр.
7. Фотографическая камера употребляется для фотографических снимков, или карточек.
8. Гарпун — палка с острым железным наконечником; она употребляется для охоты на китов и моржей.
9. Штурман, или помощник капитана.
10. Гарпунщиком называется охотник на китов и моржей, который умеет бросать в них гарпуном.
11. Механик, или ученый машинист.