VII. Корабль Нансена «Фрамъ»
Чтобы построить корабль для своей экспедиціи, Нансенъ обратился къ норвежскому строителю кораблей Колину Арчеру. Этотъ человѣкъ уже построилъ много промысловыхъ судовъ для плаванія по сѣверному морю. Двадцать лѣтъ трудился Арчеръ, пока ему удалось построить такое судно, которое бы не боялось бурь. Суда Арчера были знамениты среди норвежскихъ моряковъ. Нансенъ и Арчеръ трудились вмѣстѣ надъ постройкой новаго корабля. Надо было уменьшить длину судна, потому что большая длина есть причина непрочности корабля во время давленія льда. Отъ корабля истребовалось быстраго хода, а нужны были только прочность и устойчивость. Бока корабля должны были быть какъ можно круче, съ гладкою поверхностью; ширина составляла приблизительно третью часть длины.
Носъ, корма, киль — все должно было быть округлено такъ, чтобы ледъ, въ случаѣ давленія, не могъ сдѣлать пробоины. Гладкій, какъ угорь, корабль долженъ былъ выскочитъ изъ объятій льда. Длина верхней палубы «Фрама» была 39 метровъ1, длина ватерлиніи2 34,5 м., длина киля 31 м.; самая большая ширина 11 м., высота 5,25 м. «Фрамъ» былъ построенъ изъ итальянскаго дуба, пролежавшаго тридцать лѣтъ въ гавани на берегу фіорда; отдѣлка его была изъ американской сосны. Обшивка судна была тройная: внутренняя трехвершковая, затѣмъ четырехвершковая и наконецъ третья, для защиты ото льдовъ, толщиной отъ 3-хъ до 6-ти вершковъ; желѣзная броня покрываетъ носъ и корму корабля. Выкрашенъ онъ былъ внизу въ черную краску, а верхняя часть въ бѣлую.
Толщина боковыхъ стѣнъ — 70—80 сантиметровъ (около аршина) толстаго деревяннаго слоя, непроницаемаго для воды. Внутренность корабля раздѣлена тремя водонепроницаемыми переборками. Такого корабля, какъ «Фрамъ», еще не было выстроено; много на него положено трудовъ, но зато онъ прославилъ свое имя и составляетъ гордость норвежской земли.
Внутренняя отдѣлка корабля отличалась простотою и удобствами. Столовая или гостиная занимала 14 футовъ (2 саж.) въ длину, 17 фут. въ ширину и 8 фут. въ вышину. Она была окружена каютами, которыя защищали ее отъ холода. Самое большое неудобство при прежнихъ полярныхъ экспедиціяхъ было то, что сырость проникала сквозь стѣны и образовывала цѣлые потоки, которые или замерзали, или стекали на койки и на полъ; матрацы на койкахъ обращались въ ледяныя глыбы. На «Фрамѣ» не было ничего подобнаго; когда топился каминъ, не замѣчалось никакой сырости. «Фрамъ» освѣщался электричествомъ. Лодокъ на кораблѣ было восемь — двѣ большія, четыре меньшаго размѣра, одинъ челнокъ и лодка «Колибри» съ керосиновымъ двигателемъ.
Машина на кораблѣ была выбрана съ большою заботливостью; она требовала мало топлива и была снабжена тремя цилиндрами; — въ случаѣ порчи одного, другіе могли работать независимо.
Разрѣзъ «Фрама» по серединѣ. Разрѣзъ черезъ машинное отдѣленіе
Изъ провизіи была взята говядина, рыба, картофель, овощи въ жестянкахъ; сухой бульонъ, корабельные сухари, мука, кофе, шоколадъ, чай и много другихъ припасовъ.
Въ библіотекѣ находилось немало книгъ, которыя прислали издатели и друзья; книги всегда хорошіе товарищи, а вдали отъ друзей и знакомыхъ онѣ помогли скоротать много тяжелыхъ часовъ.
На палубѣ было устроено отдѣленіе для упряжныхъ собакъ; ихъ необходимо было взять съ собой на случай путешествія по льдамъ. Собакъ обѣщалъ доставить баронъ Толь изъ Петербурга; куплены были остяцкія и восточно-сибирскія собаки и доставлены къ Югорскому Шару, откуда онѣ были взяты на корабль.
Уѣзжая далеко отъ всякаго жилья, «Фрамъ» долженъ былъ имѣть большой запасъ угля. По дорогѣ яхта «Уранія» хотѣла доставить для него еще 100 тоннъ (около 6.000 пуд.), запаснаго угля.
Всякаго теплаго платья, инструментовъ, ружей, револьверовъ, фотографическихъ аппаратовъ — всего взято было въ достаточномъ количествѣ. Затрачено на экспедицію было всего 444.339,36 кронъ (233,863 руб.).
Отчетъ экспедиціи при отъѣздѣ въ 1893 г.
Получено. |
Кронъ. |
Пособіе отъ государства |
280.000,00 |
Пособіе отъ короля Норвежскаго и частная подписка |
105.000,00 |
Географич. общество |
20.468,46 |
Проценты |
9.729,78 |
Недоч., покрытый Хейбергомъ, Дикомъ и Нансеномъ |
19.812,50 |
Лондонское географическое общество и другія пожертвованія |
9.278,62 |
|
444.339,36 |
Истрачено. |
Кронъ. |
Жалованье и награды |
46.440,00 |
Страхованіе жизни женатыхъ путешествен. |
5.361,90 |
Инструменты |
12.978,68 |
Корабль |
271.927,08 |
Провіантъ |
39.172,98 |
Издержки |
10.612 38 |
Вооруженіе корабля |
57.846,34 |
|
444.339,36 |
Поработавъ надъ устройствомъ своего корабля, Нансенъ былъ полонъ радостныхъ надеждъ.
«Ликуй, когда тебѣ судьба
Бросаетъ вызовъ! Чѣмъ борьба
Ожесточеннѣй, тяжелѣй,
Тѣмъ и побѣда вѣдь славнѣй!»
Товарищи его, — ихъ было двѣнадцать человѣкъ, — были такіе же молодцы, какъ и онъ самъ. Вотъ ихъ имена:
Отто Неуманъ Свердрупъ, капитанъ «Фрама», родился на Гельгардѣ въ 1855 г. Семнадцати лѣтъ отправился въ плаваніе по морю. Въ 1888—89 г. принималъ участіе въ Гренландской экспедиціи. Какъ только онъ узналъ о путешествіи къ сѣверному полюсу, онъ тотчасъ же предложилъ свои услуги; такому человѣку можно поручить «Фрамъ», это говоритъ самъ Нансенъ. Свердрупъ былъ женатъ и имѣлъ ребенка.
Сигурдъ Скоттъ-Ганзенъ, первый лейтенантъ флота, взялъ на себя обязанность вести метеорологическія, астрономическія и магнитныя наблюденія. Родился въ Христіаніи въ 1868 г.
Генрихъ Греве Блессингъ, врачъ и ботаникъ. Родился въ 1868 г. въ Драмменѣ.
Теодоръ Клаудіусъ Якобсенъ, штурманъ на «Фрамѣ», родился въ Тромсэ; сынъ капитана корабля, съ 15 л. пустился въ море. Женатъ и имѣлъ ребенка.
Антонъ Амундсенъ, первый машинистъ на «Фрамѣ», родился въ Гортенѣ, въ 1853 г., 25 л. поступилъ на службу во флотъ. Женатъ и имѣлъ шестерыхъ дѣтей.
Адольфъ Юэль, завѣдующій провіантомъ и поваръ на «Фрамѣ», родился въ 1860 г. Сдалъ экзаменъ на штурмана и много лѣтъ правилъ кораблемъ. Женатъ и имѣлъ четырехъ дѣтей.
Нансенъ и его спутники.1. Д-ръ Блессингъ. 2. Нурдаль. 3. Мугстадъ. 4. Хендриксенъ. 5. Петерсенъ. 6. Іогансенъ. 7. Бентценъ. 8. Скотъ-Ганзенъ. 9. Свердрупъ. 10. Якобсенъ. 11. Нансенъ. 12. Юэль. 13. Амундсенъ
Ларсъ Петерсенъ, второй машинистъ на «Фрамѣ», родился въ 1860 г., хорошій кузнецъ и машинистъ. Женатъ и имѣлъ четырехъ дѣтей.
Фредрикъ Хьялмаръ Іогансенъ, лейтенантъ запаса, род. въ 1867 г. Онъ такъ желалъ ѣхать съ Нансеномъ, что согласился быть кочегаромъ, такъ какъ другія мѣста были заняты.
Педеръ Леонардъ Хендриксенъ, родился въ 1859 г., 14 л. отправился въ Ледовитое море, какъ гарпунщикъ3. Въ 1888 г. потерпѣлъ крушеніе около Новой Земли. Женатъ и имѣлъ 4-хъ дѣтей.
Бернгардъ Нурдаль, род. въ 1862 г., 14 л. поступилъ во флотъ; завѣдывалъ электрическимъ освѣщеніемъ, кромѣ того, исполнялъ должность кочегара и помогалъ при наблюденіяхъ теплоты и сырости воздуха. Женатъ и имѣлъ пятерыхъ дѣтей.
Иваръ Отто Иргенсъ Мугстадъ, род. въ 1856 г., былъ лѣсничимъ и старшимъ надзирателемъ дома душевнобольныхъ. На кораблѣ занимался разнымъ дѣломъ, наблюдалъ за часами и собаками.
Бернтъ Бентценъ, род. въ 1860 г. Много разъ плавалъ по морю и по Ледовитому океану. Онъ взятъ въ Тромсэ, довольно неожиданно. Въ половинѣ десятаго пришелъ на корабль, чтобы переговорить съ Нансеномъ, а въ 11 часовъ «Фрамъ» двинулся въ путь.
Примечания
1. Метръ — около 1½ аршина.
2. Водяной линіи.
3. Гарпунъ — острога, которою бьютъ тюленей, моржей и пр.