В. Джалагония. «Двойной подвиг Фритьофа Нансена»
Такого я еще не видел: целый музей в пригороде Осло сооружен всего для одного экспоната, но какого! Легендарный «Фрам», не модель, а подлинник, корабль, всю жизнь проведший во льдах, возвышался перед нами, едва не протыкая мачтой стеклянный потолок. Казалось, налетит ветер, и шхуна с вздувшимися парусами, проломив хрупкие стены, двинется в путь. «Фрам» по-норвежски означает «Вперед». Это имя, как бы воплотившее девиз всей жизни Фритьофа Нансена, придумала его жена Ева. А конструкцию шхуны придумал он сам — стальной корпус и округлое днище, похожее на яйцо, разрезанное пополам. При таком плавном, обтекаемом силуэте лед ударяет в судно по касательной, давит, но не раздавливает.
Нансен вообще был человеком изобретательным. Готовясь к переходу через ледяной щит — Гренландию, чего до него никто не делал, он изобрел легкие лыжи, эластичные сани, несколько напоминающие современный «боб», одежду для долгих переходов и даже алюминиевые кастрюли особой конструкции, в которых при лютых морозах можно быстро, при минимальном расходе топлива приготовить еду на примусе. Все эти маленькие хитрости до сих пор облегчают жизнь полярных исследователей.
А между тем жизнь Нансена, родившегося в 1861 году, начиналась таким образом, что он мог стать кабинетным ученым — зоологом. Но природа, помимо пытливого ума, наделила потомка норвежских викингов физической силой и выносливостью. Был он рослым, плечистым, с сильными неутомимыми ногами лыжника. Проницательный университетский профессор посоветовал своему любимому студенту испытать себя в арктической экспедиции на борту китобойного судна.
Так образовалась система связок, выстроившая его жизнь. Промышляя китов вдоль берегов Гренландии, Нансен решил исследовать этот уникальный природный феномен: крупнейший в мире остров, 80 процентов территории которого покрыто мощным ледяным панцирем. А обнаруженные у юго-восточного побережья Гренландии плавучие льды, в которые нередко были впаяны кедры, отбившиеся от сплавного сибирского леса, навели его на мысль, что арктический лед находится в постоянном движении. Похоже, что он подчинен течению, направленному с Востока на Запад и проходящему через центральную часть Арктики.
Так родилась идея, революционная для своего времени. Нансен пришел к выводу, что Северного полюса, давно волновавшего воображение ученых, можно достичь, дрейфуя на судне вместе со льдами. В ту пору о полюсе не было известно практически ничего. Спорили даже о том, что это — суша, покрытая льдом, или под его напластованиями скрывается лишь водная стихия? Моряки, заплывавшие далеко на север, обнаружили, что среди многолетнего пакового льда иногда открывались чистые пространства. Однако суда, отважившиеся углубиться в них, уже не возвращались. Что-то вроде Бермудского треугольника в Арктике. Правда, это легенда из другой эпохи.
Но Нансен решил рискнуть. В содружестве с кораблестроителем Колином Арчером он в 1892 году построил небольшую, компактную шхуну: водоизмещение — 800 тонн, длина — 35 метров, ширина — 12. Еще одна важная особенность: в дополнение к парусам «Фрам» имел паровой двигатель, позволявший кораблю развивать скорость до 7 узлов в час, что соответствует примерно 13 километрам. Предвидя, что экспедиция к полюсу может продлиться несколько лет, Нансен позаботился о том, чтобы судовые помещения были удобны, а трюмы вместительны. Не будучи мореплавателем, я, облазив музейный «Фрам», не мог не восхититься высокой рациональностью его устройства. По существу, это была исследовательская база на плаву.
Немногие специалисты, знакомые с суровым нравом Арктики, предсказывали экспедиции крах. Но Нансен обладал редким умением четко, логично, без примеси эмоций излагать самые смелые идеи. Это позволило ему собрать средства, необходимые для осуществления проекта. Правительственные субсидии были дополнены средствами, выделенными научными фондами и собранными населением.
Поначалу «Фрам» отправился по Северному Ледовитому океану к Новой Земле, а оттуда к побережью Сибири. Российский север, это преддверие Арктики, всегда интересовал Нансена. Уже после своей знаменитой полярной экспедиции он в 1913 году доплыл до устья Енисея, путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Фритьоф Нансен был избран почетным иностранным членом Петербургской академии наук. Его многотомные сочинения, посвященные исследованиям Арктики, неоднократно издавались в переводе на русский.
Как бы вымеряя длину «разбега» для последующего броска к Северному полюсу, «Фрам» упорно забирался все дальше на восток. Шхуна обогнула мыс Челюскина, и 25 сентября 1893 года ученый посчитал, что полностью использовал возможности паруса и парового двигателя. Пришла пора проверить главную идею Нансена. Маленький «Фрам» бесстрашно прильнул к плавучей льдине и позволил арктическому льду плотно сковать себя. Дрейф начался на отметке 78о50' северной широты.
Медленно, то буксуя на месте, то рывками продвигаясь вперед, корабль, ставший частью огромного ледяного массива, перемещался, как и предсказал Нансен, на запад. В своих записках, вышедших позднее под названием «Дальше на север», ученый ярко описал мощь арктической стихии, проверявшей «Фрам» на прочность: «Слышится такой звук, как будто где-то вдалеке на этих бескрайних просторах прогрохотало землетрясение; потом такой же грохот раздается в других местах, подходя все ближе. Так отзывается молчаливый ледяной мир на достижение глубоких вод Северного Ледовитого океана».
Но «Фрам» — крошечная щепка в ледяной пустыне — успешно выдержал испытание. Однако обнаружилась другая опасность: Нансен понял, что в своем дрейфе судно пройдет на большом удалении от полюса. И тогда он решился на отчаянный шаг: вместе с лейтенантом Йоганссеном отправился к полюсу на лыжах в сопровождении собачьих упряжек. Переход начался 14 марта 1895 года, когда шхуну отделяло от полюса 645 километров...
Позволю себе небольшое отступление. На стыке XIX и XX веков развернулась настоящая гонка за право стать первооткрывателем Северного полюса. Конкуренция была жестокой и не всегда честной. Честолюбивый американец Роберт Пири записал в дневнике, что экспедицию должен возглавлять «один умный белый человек», еще двое белых, выносливых и преданных руководителю, «должны составлять руки, а погонщики собак и другие местные жители — тело и ноги экспедиции». Потребительское отношение Пири к аборигенам Заполярья проявилось и в том, что, вернувшись из очередной экспедиции, он продал Американскому музею естественной истории кости нескольких местных жителей и привез 6 живых эскимосов для научных исследований.
Кстати, представленные Пири записи о достижении им в 1909 году «верхушки» земного шара до сих пор вызывают у специалистов серьезные сомнения. К тому же его достижение оспорил другой американец, Фредерик Кук, доказывавший, что достиг Северного полюса годом раньше. Еще один удар, уже посмертный, Пири нанес его чернокожий слуга и спутник во всех арктических странствиях Мэтью Хенсон (в классификации хозяина он, видимо, проходил, как «ноги»). В 1959 году Хенсон объявил, что добрался до полюса раньше, чем Пири.
Фритьофу Нансену подобные нравы были глубоко чужды. Еще до начала эпопеи «Фрама» он писал, что само по себе достижение Северного полюса «не имеет большого значения. Наша основная задача заключается в том, чтобы исследовать обширные неизученные пространства, окружающие Северный полюс, и с научной точки зрения эти исследования будут иметь важнейшее значение вне зависимости от того, пройдет ли экспедиция через сам полюс или на некотором расстоянии от него».
Преодолев за 25 дней 275 километров, Нансен и его спутник на отметке 86°14' (дальше них на север не добирался никто) вынуждены были повернуть назад: запасы продовольствия подходили к концу. Ситуация была критической: куда за это время унесли льды «Фрам», можно было только гадать — радиосвязи тогда еще не было, и двое смельчаков взяли курс в направлении Земли Франца-Иосифа.
Настал момент, когда путь им преградила вода. Но и здесь выручила изобретательность Нансена: он вырыл на берегу пещеру, обложил ее найденными бревнами — отходами сплава, а крышу соорудил из моржовых шкур. В этом убежище путники прожили 10 долгих месяцев, пока их не подобрала яхта, по счастливой случайности заплывшая в этот район Арктики. А «Фрам» тем временем выбрался на чистую воду в районе Шпицбергена. В сентябре 1896 года все участники экспедиции благополучно вернулись на родину.
К научным занятиям Нансена, самого знаменитого из норвежцев, добавилось выполнение различных дипломатических поручений: власти пытались возможно полнее использовать его международный авторитет. Среди последователей Нансена, признанного полярного эксперта, оказался Руаль Амундсен, который был на 11 лет моложе своего кумира. Хотя у Нансена имелись свои планы продолжения арктических исследований, он сделал коллеге великодушный подарок: предоставил в его распоряжение свой верный «Фрам», на котором Амундсен в 1911 году совершил историческую экспедицию на Южный полюс. Вряд ли истории известен другой пример такой душевной щедрости.
После Первой мировой войны Фритьоф Нансен стал представителем Норвегии в Лиге Наций и Верховным комиссаром по делам военнопленных. Дочь прославленного полярника Лив Нансен-Хейер, написавшая книгу о своем отце, считает главным делом его жизни «нансеновский паспорт». Так называлось временное удостоверение личности для перемещенных лиц — небольшая марка с портретом Нансена и надписью «Societe des Nati». Этот документ был принят на международной конференции в Женеве в июне 1922 года и одобрен правительствами 52 стран.
К сожалению, руководители советской России встретили инициативу Нансена более чем прохладно. После Октябрьской революции на чужбине оказалось свыше двух миллионов русских эмигрантов, среди которых было немало активных противников коммунистического режима. Нансен пытался выхлопотать у Москвы амнистии и гарантии безопасности для русских беженцев, желавших вернуться на родину, но переговоры продвигалось трудно. Не слишком воодушевленный сотрудничеством с советскими властями, Нансен, тем не менее, осенью 1922 года возглавил помощь голодающим Поволжья.
В том же году 61-летний Фритьоф Нансен был удостоен Нобелевской премии мира. Наверное, его можно считать первым правозащитником XX века.