Б. Райзель. «Новый взгляд на историю. Процесс реституции в Норвегии. Введение»
«Образование за рубежом» №6 2001 г.
Первые ассоциации, возникающие при слове «Норвегия», — фьорды, скалистые горы и суровые викинги. Потом вспоминаются имена мужественных путешественников Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Тура Хейердала, воскресают фрагменты драм Ибсена и музыки Грига... И хотя такие представления о маленькой северной стране несколько романтизированы и схематичны, в чем-то они верны. К этому стоит добавить веселый нрав и общительность норвежцев. А еще их великое умение развивать способности любого ребенка — без этой детали портрет современной Норвегии не может считаться законченным.
Приземлившись в аэропорту Гардермуэн, сразу начинаешь проникаться духом Норвегии, как только окажешься в здании с высокими колоннами, сделанными из цельных деревьев. Высокие стеклянные стены создают ощущение легкости и прозрачности, какое обычно переживаешь в горах. Этот аэропорт был построен три года назад взамен старого, находящегося практически в черте Осло и, разумеется, уже не функционирующего. Норвежцы очень гордятся Гардермуэном и еще тем, что от него до центра Осло можно добраться всего за 20 минут на скоростном поезде. Но встретившие нас представители старшей школы Шедсмо (Skedsmo) повезли гостей на машине, и мы петляли по извилистым трассам, временами ныряющим в горные тоннели. Дорога наводила на мысль, что создавая Норвегию, природа, видимо, не особенно задумывалась над тем, каково придется ее будущим жителям. Почти три четверти площади страны — скалистые горы. Лишь 3% земель пригодны для обработки. А каждый километр проложенной дороги, по словам самих норвежцев, обходится в несколько раз дороже, чем в других европейских государствах. Может быть, именно потому в этой северной стране так ценят человеческие таланты и способность к творчеству. В чем я не раз убедилась во время поездки по норвежским школам.
В учебных заведениях Норвегии считают, что именно на развитие находчивости и творческих способностей и нужно делать ставку, потому что эти качества всегда помогали изменить к лучшему жизнь людей. Творчество же немыслимо без постоянного накопления знаний, а потому норвежская школа идеально сочетает оба названных компонента.
Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет — начальная и средняя школы и 3 года — старшая). Почти все школы — государственные, и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп: вы никогда не увидите, чтобы в одном здании учились 6-летние дети, 14-летние подростки и 18-летние молодые люди. Начальная (primary school), старшая начальная (upper primary) и средняя (lower secondary) школы всегда отделены от старшей (upper secondary), этот факт отражен в названии каждой из них.
Начальные и средние школы
В начальной школе дети учатся, как правило, с 1 по 4 класс, в старшей начальной — с 5 по 7 и в средней — с 8 по 10 классы. В списке обязательных предметов начальной школы, помимо математики, родного и английского языков, рисования и музыки, значатся и такие, как основы христианской религии и нравственное воспитание, домашняя экономика и одна дисциплина по выбору. Помимо обязательных предметов, учащиеся часто (90% случаев) осваивают еще и второй иностранный язык, а также участвуют в проектных работах. Уже с первых дней пребывания в школе детям прививают мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Наглядное тому подтверждение я увидела в школе Вигернес (Vigernes skole), которая расположена в получасе езды от Осло, в небольшом городке Лиллестрем, что в переводе означает «маленький ручей». В школе около 400 учащихся. Малыши (6-7 лет) занимаются в уютном одноэтажном доме — через двор от основного здания, где находятся классы средней школы. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания. С первого по седьмой класс в норвежских школах вовсе отсутствует такое понятие, как «оценка». Зато есть другие: «работа в команде», «обсуждение», «принятие решения». И это не пустые слова. Перед тем как войти в учебное помещение, мне пришлось преодолеть небольшой лабиринт, сооруженный в холле из молочных пакетов, обклеенных белой бумагой. «Этот сказочный замок — результат проектной работы учащихся начальной школы, — поясняет заместитель директора Вигернес Кари Остлид (Kari Ostlid). Ребята трудились над проектом в течение нескольких месяцев, вместе с преподавателями сочиняли сюжет, писали сценарий игры, проектировали замок, собирали строительный материал». В ходе разговора выяснилось, что своей главной задачей здешние педагоги считают воспитание человека, способного к сотрудничеству. «Подобные проектные работы как нельзя лучше соответствуют этой цели, потому что ребята с самых первых дней отвечают не только за учебу, но также и за работу, которую все делают вместе», — говорит Кари. Учителя убеждены, что подобные проекты развивают умение выступать перед людьми, представлять свою точку зрения, разрабатывать и осуществлять на практике планы. Тому же призвано способствовать и оформление классных комнат. По стенам развешаны рисунки и коллажи, в шкафах и на полках — поделки и сувениры, плоды детских фантазии и творчества. Можно сказать, что школу норвежцы считают моделью общества в миниатюре. По словам директора Вигернес Брит Бэкволд (Brit Baekkevold), взрослые всегда должны помнить: детям важно не только учиться, но и участвовать в общем деле.
Лишь с 8 класса, то есть с 12-13 лет, ученикам начинают выставлять оценки. Появляются «взрослые» предметы — экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное — сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.
Старшие школы
Начиная с 16 лет, норвежцы посещают старшую школу, которую оканчивают спустя три года, то есть в 19-летнем возрасте. В большинстве старших школ Норвегии вы найдете два отделения: академическое (common subjects department) и профессионального мастерства (skill department). Нередко встречаются и школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов (disabled department).
Типичным учебным заведением с тремя отделениями является старшая школа Шедсмо (Skedsmo videregaende skole) в городке Лиллестрем. Она была основана в 1986 году. Здесь на академическом отделении около 350 человек «проходят» привычные всем математику, физику, литературу, географию и другие общеобразовательные предметы. В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы под обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 — под дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз — 14 и, соответственно, 16 часов. Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом все больше времени уделять тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже. Интересна ситуация с экзаменами. В отличие от российских школ, где экзамены сдают все без исключения, в норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго — 25% и по окончании — 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе. «Цель наших экзаменов — определить общий, национальный уровень знаний учащихся, сделать срез знаний, а не выявить ошибки каждого», — говорит член администрации школы Шедсмо Хенрик Фладмо (Henrik Fladmoe). По его словам, список предметов, по которым ребята сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. А экзаменуя оканчивающих старшую школу, сюда добавляют еще два обязательных экзамена — норвежский язык и один предмет по выбору. После старшей школы 80% ребят, как правило, поступают в университеты, а остальные 20% идут в колледжи, что свидетельствует о высоком уровне школьного образования. (Кстати, вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз здесь проводится конкурс школьных аттестатов).
Весьма популярны в старших школах и отделения профессионального мастерства. Например, в школе Шедсмо на этом отделении учится 300 человек. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. «Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу», — утверждает инспектор школы Шедсмо Бьерн Баккер (Byorn Bakker). В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс — от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо есть уже 5 деревянных домов, построенных руками учащихся под руководством преподавателей. Сейчас в этих домах расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.
Что касается отделения для инвалидов, то в Шедсмо на нем занимается 70 человек. Из них 16 работают в школьной столовой — готовят обеды, моют посуду. Остальные изучают академические предметы.
Народные школы
После окончания школы перед молодыми норвежцами открывается несколько путей. Можно продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе. В переводе с норвежского Folkehogskole (Folk high school) означает «высшая народная школа». Этот тип учебного заведения иногда называют «северным феноменом». Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где их насчитывается сегодня около 400. 82 расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой — на музыке и сценическом искусстве, в третьей — на социальных науках, педагогике и журналистике. Но диплом такой школы -это не свидетельство о получении специальности. И хотя около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, причем диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности, а также помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана и его учеба в университете, и его будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе «в команде», проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели. «Народная школа — это такой образ жизни, когда работа, учеба и личные интересы неразделимы, — говорит ректор школы Ромерике (Romerike Folkehogskole) Грю Хусум (Gry Husum). — Каждый день у нас начинается с того, что педагоги и учащиеся собираются вместе в большом зале и обсуждают, что предстоит сделать в течение дня». Школа Ромерике, расположенная в часе езды от Осло и специализирующаяся в области театрального искусства, считается одной из старейших в Норвегии — в этом году ей исполнилось 125 лет. И хотя это весьма солидный возраст, жизнь в Ромерике так и кипит. Здесь можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около30 театральных спектаклей в год, причем все — от написания сценария до гримирования актеров — делают сами. Постановки показывают жителям близлежащих городков и учащимся школ. Кроме этого, ребята организуют различные экспозиции (когда мы были в Ромерике, здесь готовилась выставка декоративных стульев). По словам Грю Хусум, из ста студентов 30 по окончании школы устраиваются работать звукорежиссерами на радио, художниками в анимационные студии или театры. Около 70 студентов, изучавших в течение года актерское мастерство, идут в театральные вузы. Год пребывания в такой школе норвежцу обходится в среднем 35000 норвежских крон. Для иностранных студентов эта сумма составит порядка $5000, но обучение как таковое считается бесплатным. Эта сумма нужна, чтобы покрыть расходы на проживание в общежитии на территории школы, питание, учебники и многочисленные экскурсии и походы. Обяза тельным условием поступления иностранцев в народную школу является, конечно же, и знание норвежского языка. О том, как писать заявление о поступлении в народную школу, можно узнать на соответствующих сайтах или в посольстве Норвегии в России.
Колледжи и университеты
В Норвегии диплом о высшем образовании получают как после окончания колледжа, так и после окончания университета. Разница в том, что колледж — это специализированное, профессиональное высшее учебное заведение, а университет в Норвегии всегда считался и считается научно-исследовательским центром.
Колледж есть в каждом крупном городе страны. Всего их более ста. Это инженерные, экономические, педагогические, медицинские колледжи. Очень широко распространены в Норвегии колледжи, где учат будущих управленцев и социальных работников. Как правило, все эти учебные заведения предлагают различные программы продолжительностью до 3 лет (подробнее см. Об №5, 2001). Диплом колледжа дает право на продолжение образования в аспирантуре университета. Что касается университетов, то всего их в Норвегии четыре. Старейший — университет Осло, основанный в 1811 году. Сегодня на его восьми факультетах учится около 33 тыс. человек, включая 2 тыс. иностранцев. Остальные три университета открылись в середине XX века в городах Бергене (University of Bergen), Тромсе (University of Tromso) и Тронхейме (University of Trondheim). Учеба в университете длится от 3,5 до 4 лет. Как правило, на гуманитарных факультетах учатся на полгода дольше, чем на факультетах естественных наук. Наиболее популярными специальностями в Норвегии сегодня являются информатика, журналистика, юриспруденция и экономика. По окончании университета все студенты пишут дипломную работу и, независимо оттого, по какой специальности они учились, обязательно сдают экзамен по философии.
Несколько слов о троллях
А теперь отвлекитесь на минутку от размышлений о норвежских школах, университетах и экзаменах. Ведь Норвегия, кроме того, место, где верят в троллей. Да-да, не удивляйтесь. Норвежцы считают, что мохнатые сказочные существа приносят удачу. Живя в этой удивительной стране, я часто ловила себя на мысли, что без волшебства дело не обошлось. Это приходило мне в голову и в районе Осло Акер Брюгге, где на месте старых верфей сегодня располагается прекрасная зона отдыха с многочисленными ресторанами и торговыми центрами, и на полуострове Бюгдой в 10 минутах езды от центра города, с его будто игрушечными коттеджами, соснами и многочисленными музеями, и в строящемся горном парке развлечений на пути к шведской границе. Так что будете в Норвегии — не забудьте купить себе игрушечного тролля. Но помните, сами норвежцы утверждают: он должен вам обязательно подмигнуть. Только тогда это будет «ваш» тролль и с ним-то вам обязательно улыбнется удача.
Дополнительная информация
Информация о народных школах -http://www.folkehogskole.no
Университет Осло — http://www.uio.no/english