Достопримечательности города
Как и в других частях Норвегии, наибольшее восхищение в Киркенесе и его окрестностях вызывает, бесспорно, природа. Здесь прижились многие растения, которых не найти в других городах материковой Норвегии. Лес здесь является продолжением сибирской тайги и самым большим по протяжённости лесным массивом в мире.
Такие края — настоящий рай для хищников, главным из которых традиционно считается медведь: в лесах Пасвикской долины (Pasvik) живёт крупнейшее в Норвегии семейство медведей — целых 30 голов. Встречаются здесь также рыси, олени и лоси, а вот волки заглядывают сюда в основном из России.
Летом в Пасвике можно подняться на высоту 96 м, откуда открывается великолепный обзор на всю долину и в придачу на российскую деревню Никель, где находится ближайшая к Киркенесу железная дорога — одна из ветвей Транссибирской магистрали. Кстати, за пересечение российской границы — и даже за фотографирование обычных жителей другой страны без разрешения норвежцам грозит серьёзный штраф — 5000 норвежских крон. Но особо любознательным из Киркенеса предлагают короткую экскурсию «на ту сторону границы».
Связи с Россией
Как истинный приграничный город, Киркенес насквозь проникнут культурой своих соседей — прежде всего русской. В память о том, как осенью 1944 г. советские солдаты освободили город и всю коммуну от немецких захватчиков, в чьих руках Киркенес находился четыре года, установлен памятник в самом центре, на улице Руаля Амундсена. Рядом находится также монумент женщинам, заботившимся о домах и детях в тяжёлые годы войны.
Сердцем Киркенеса является также Русская площадь (Russisk torget), открытая каждый последний четверг месяца (кроме июля и августа) с 8:00 до 16:00.
В 60 км к востоку от Киркенеса протекает река Якобсэльв, по которой проходит граница Норвегии и России Прежде здесь находился небольшой посёлок, однако его покинули в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. В Якобсэльве бытует легенда о том, как когда-то русские и норвежские рыбаки никак не могли поделить местные воды. Тогда норвежцы решили обратиться к солдатам с просьбой выделить им пушку, дабы та отпугивала незваных гостей.
Военные, однако, предложили другой выход: поставить у воды настоящую норвежскую церковь — тем более что об оной уже давно мечтали местные жители. Так и поступили, и в 1869 г. на берегу реки выросла лютеранская обитель — в противовес возведённой в 1826 г. православной церкви в приграничном Борисоглебске, как считают многие.
Якобсэльвская церковь была освящена в 1869 г., однако имя своё она получила лишь 4 года спустя, после того как в этих краях побывал король Швеции и Норвегии Оскар II. В память о своём приезде он оставил мраморную табличку с надписью на норвежском и саамском языках: «Король Оскар II внимал здесь слову Божию 4 июля 1873 г.». Одновременно монарх изъявил желание, чтобы церковь носила его имя, что и было исполнено.
Якобсэльвская церковь на границе с Россией
Поскольку предполагалось, что лютеран-екая церковь должна была стать знаком-предупреждением для русских рыбаков, в 1883 г. её выкрасили в белый цвет. Первоначальная окраска — серый гранитный камень — ей была возвращена в 1969 г. в связи с празднованием 100-летнего юбилея часовни Оскара II.
Сегодня границу обозначают два столба: со стороны Норвегии — жёлтый, со стороны России — красно-зелёный. Официально граница проходит в самом глубоком месте реки между этими столбами. Тем не менее ловить рыбу — прежде всего лосось — в Якобсэльве разрешено только норвежским гражданам, да и то по специальным карточкам рыболова, которых в сутки продают всего 30 штук.
Храм Преподобного Трифона Печетского (Hellige Trifon Menighet)
В коммуне Сёр-Варангер насчитывается 45 (!) различных национальностей, крупнейшие национальные меньшинства представлены русскими, боснийцами и филлипинцами.
Почти 10 % населения Киркенеса представлено выходцами из России (кстати, в центре города многие названия улиц пишут латиницей и кириллицей), а в местном порту постоянно находится около тысячи российских моряков. Неудивительно, что необходимость в православном храме ощущалась уже давно, но открыт новый приход был только в 2007 г.
Церковь Преподобного Трифона Печенгского смотрит на Баренцево море и российскую границу, словно молчаливо намекая на насущную проблему добычи нефти и газа: в районе Киркенеса и Мурманска находится ряд крупнейших месторождений этих ископаемых. Кстати, именно в ведении Мурманской епархии (а не Московского Патриархата) находится новый собор Киркенеса, что очень нетипично для зарубежных приходов Русской православной церкви.
Грот Андерса (Andersgrotta)
Андерсгротта в центре Киркенеса появился во время Второй мировой войны как крупнейшее бомбоубежище для гражданского населения.
Работа над бомбоубежищем, продолжавшаяся все годы войны, началась осенью 1941 г. под руководством инженера Андерса Эльвебакка, в честь которого своеобразный туннель и был назван. Первая часть хода была вырыта у улицы Tellef Dahlsgate. В подземных коридорах не раз встречались для переговоров с норвежцами советские войска.
После войны грот продолжали совершенствовать: его стены дополнительно укрепили и залили бетоном — в этом местное население видело необходимость, опасаясь, что город непроизвольно окажется втянутым в холодную войну США и СССР.
В 1990 г. бомбоубежище открылось для туристов, и теперь в его стенах также демонстрируется фильм, рассказывающий о военном прошлом Киркенеса.
Музей саамского художника Савио (Saviomuseum)
Открытый в 1994 г. художественный музей Савиомусеум посвящен творчеству саамского художника Иона Андреаса Савио (1902—1938), подробно запечатлевшего жизнь лопарских оленеводов и северную природу.
Йон Андреас Савио родился в семье известных в Сёр-Варангере саамов: его отец принимал участие в экспедиции к Южному полюсу в 1898—1900 гг.
Родители Йона умерли, когда мальчику было всего 3 года, и он был отдан на воспитание Юсефу и Саре Стримп, владельцам небольшого магазина.
Склонность к рисованию у Йона проявилась уже в детстве, и в 1917 г. он создал автопортрет — одну из немногих датированных работ. Поступив тремя годами позже в гимназию в Осло, Ион заболевает туберкулёзом — болезнью, впоследствии унёсшей его жизнь.
В 1926 г. Савио жил и работал в городах Карасёк и Тана, где познакомился с семьёй оленеводов и провёл с ней лето. Некоторые известные мотивы Йона связаны именно с этим краем, а также с Пасвиком, где художник останавливался на несколько недель в 1928 г.
В 1929 г. Савио отправился в путешествие по Норвегии, в эскизах, акварельных и масляных картинах и ксилографиях запечатлевая поразившие его пейзажи Сёр-Варангера, Тромсё, Лофотенских островов, Будё и Ромсдалена. Поездка по родным краям оказалась лишь началом его знакомства с миром: за несколько лет Йон нашёл время для поездок в Данию, Швецию, Финляндию, Францию, Тер манию и Англию. В 1930 г. в Тромсё состоялась дебютная выставка выдающегося художника и гравировщика, а в 1936 г. его работы выставляются и в Париже.
В 1937 г. Савио вернулся в родные края, где через какое-то время и скончался. Вскоре в Осло ему был поставлен памятник и организована одна из крупнейших выставок-продаж, готовой похвастать более 400 работами мастера.
В музее Савио представлены прежде всего его гравюры на дереве — искусство, которое он ценил и любил больше всего. Основной тематикой его работ всегда была природа и взаимодействие с ней человека — в первую очередь саамов, сохранивших с ней тесную связь. Кроме того, Савио то и дело обращался к библейским мотивам, поразившим его ещё в детстве, когда чтение Библии было обязательным предметом в школе.
Музей Сер-Варангера (Sør-Varanger museum)
Музей Сёр-Варангера был основан в 1964 г., и сегодня его коллекции располагаются в 16 зданиях по всей коммуне — по мнению властей, «истинные корни культуры» можно сохранить, лишь оставив постройки на тех местах, где они когда-то появились, не перенося их в стены специально построенных музеев.
Музей Сёр-Варангера представляет многолетнее смешение и сосуществование различных культур. До 30-х гг. XIX в. этот регион «принадлежал» саамам, но постепенно их начали вытеснять финны и норвежцы, а в последнее время, как известно, края эти облюбовали и россияне.
Старейшим зданием музея считается подворье Бьёрклунд (Bjørklund gård), купленное Ионом Педерсеном Фэттеном в 1869 г. Название новому владению хозяин дал, так сказать, говорящее: «Бьёрклунд» буквально значит «берёзовая роща», что полностью соответствует действительности: поместье окружено лесом из стройных берёзок.
Бьёрклунд — типичное норвежское подворье, характерные постройки которого распространены в северо-восточной Норвегии. Все здания Бьёрклунда в точности следуют традиционной норвежской архитектуре, хотя порой прослеживаются и черты квенской культуры. Подворье эксплуатировалось вплоть до 60-х гг. XX в.
Другое музейное здание — школьный интернат Пасвика, Странд в Сванвике, построенный в 1905 г. и сразу же ставший символом норвежского суверенитета в этих краях. На тот момент Пасвик был финскоговорящей частью Норвегии, а потому возникла необходимость в своего рода насаждении норвежской культуры и языка.
Интернат длиной 30 м, шириной 10 м и высотой 6 м представлял собой двухэтажное здание с несколькими спальнями для воспитанников и персонала. Внизу располагался класс для занятий и уроков труда; в одной из комнат сделали небольшую часовню (она служила церковью до 1934 г., когда открылся отдельный приход). Неподалёку соорудили баню.
В 1914 г. возникла необходимость расширить школу, поскольку количество местных жителей сильно возросло. Небольшую перестройку провели и в 1928 г., после чего интернат получил нынешний облик.
Здание оказалось одним из немногих, которым удалось уцелеть во время Второй мировой войны. Интернат просуществовал до 1960-х гг.; семестры длились по 6 недель, после чего ученики проводили ещё 6 недель дома. Раз в 2 недели им разрешалось проводить выходные у своих родных.
В 1982 г. в Сванвике построили новую школу, в связи с чем началось обсуждение судьбы интерната Странда. Власти намеревались снести старое здание, однако местные жители воспротивились, и вскоре было принято решение о превращении его в музей. Внутри провели реставрацию, и уже в 1986 г. музей переехал сюда, открыв свои двери для первых посетителей годом позже. Странд являлся главной «резиденцией» музея Сёр-Варангера в течение 10 лет. В 1997 г. администрацию разместили в Киркенесе, и с тех пор Странд представляет обобщённую историю школ-интернатов коммуны.
Третье здание музея, Лабахогорден (Labahågården), было построено в 1896 г. Микко Лапа-ахо, приехавшим в район Нейдена из Северной Финляндии, переживавшей не самые лучшие времена. Микко приехал в Норвегию несколькими годами раньше и, назвавшись рыбаком, поселился в Вадсё.
Название подворья Лабахо происходит от имени его хозяина, чьё финское имя — Лапа-ахо — было трудно для произношения местным жителям и потому быстро стало норвегизированным Правда, сегодня это местечко имеет официальное название — Недре Бьёркнес, что значит «Нижний берёзовый мыс».
Подворье расположено у самой реки Нейден, чрезвычайно богатой лососем и к тому же берущей своё начало в Финляндии, так что Микко не терял связь со своей родиной. Старая избушка, являющаяся сегодня музейным зданием, построена в лучших традициях финской архитектуры, однако одновременно несёт и некоторые черты норвежской культуры.
Наконец, музею Сёр-Варангера принадлежит подворье Лассигорден (Lassigården), находящееся в Бюгёйнесе (Bugøynes) и построенное около 1850 г. как торговый дом для семьи Эсбенсенов из Вадсё. По-норвежски хутор называли Эсбенсенгорден, но местные жители — квены — прозвали его на свой манер, Лассинтало, в честь главы семейства Ларса (или Лассе) Эсбенсена. Надо сказать, что именно квены изначально определяли местную культуру, поселившись здесь в середине XIX в. и, по большому счёту, вытеснив то и дело появлявшиеся здесь небольшие поселения норвежцев. До сих пор в этом регионе доминируют финский язык и культура.
Самую старую часть подворья перевезли через фьорд из Вадсё и превратили в жилище торговца. В появившейся здесь сразу же пристройке открыли магазин и пекарню.