1. Положение Рейхсмарине в 1933 г.1
Подготовка Третьего рейха ко Второй Мировой войне была процессом неоднородным и сложным. В конечном итоге этот процесс заключался не только в увеличении армии и подготовке офицеров и рядовых, улучшении и увеличении материальной части, разработке новых вооружений и т. д., но и в подготовке промышленности, в распределении ресурсов между ветвями вермахта, а также во множестве других факторов, влиявших на вооруженные силы. В данной статье исследуется процесс подготовки военно-морских сил Германии и степень их боеготовности к 1 сентября 1939 г.
Поражение Германии в Первой Мировой войне и ограничения, наложенные на нее Версальским мирным договором, превратили ее из великой державы, претендовавшей на морское господство, в страну, у которой фактически не было военно-морского флота.
Статья 181 Версальского мирного договора определяла следующий состав германского флота: 6 броненосцев типа «Дойчланд» или «Лотринген» (водоизмещением по 10 000 тонн), 6 легких крейсеров (по 6000 тонн), 12 эскадренных миноносцев (по 810 тонн) и 12 миноносцев, не превышающих водоизмещение в 200 тонн. Кроме того, статьями 191 и 198 запрещалось создание морской авиации и подводных лодок — последних даже в коммерческих целях. В соответствии со статьей 190 срок службы кораблей, после которого их можно заменить новыми боевыми единицами определялся для линкоров — 20 лет, для крейсеров — 15. Личный состав флота не мог превышать 15 000 человек, а офицерский корпус — 1500.
В 1928 г. результате «скандала Ломана», разразившегося вокруг ВМС в связи с тайными (в том числе и от правительства) разработками запрещенных вооружений за границей и финансовыми злоупотреблениями, пост командующего ВМС занял Э. Редер. Новый глава морского ведомства взял курс на политическую нейтральность и полное подчинение решениям легитимного правительства. Однако сохранить лояльность к правительству в условиях 1928—1932 гг. было крайне сложно ввиду нараставшего политического кризиса в стране. Кризис отразился практически на всех сферах жизни общества. Начавшись с экономической катастрофы 1929—1930 гг., он перекинулся на политическую жизнь, выражаясь в бездействии парламента, министерской чехарде и растущем количестве случаев вандализма.
На этом фоне продолжался рост влияния НСДАП и ее лидера А. Гитлера. Редер всячески пытался уклониться от непосредственных контактов с нацистами, тем не менее в 1928 г., стремясь протащить через парламент кораблестроительную программу, включавшую в себя первый послевоенный линейный корабль — броненосец «А», командующий ВМС пытался через адмирала Леветцова заручиться поддержкой НСДАП.
В мае 1932 г. Гитлер и ряд партийных функционеров посетили военно-морскую базу в Киле и крейсер «Кельн». Данный визит был не более чем предвыборной акцией, так как выборы всех уровней шли одни за другими. 26 мая фюрер поднялся на борт корабля, где был встречен со всеми воинскими почестями. Для офицеров корабля и гостей было неожиданным то, насколько хорошо партийный лидер разбирается в оснастке, кораблестроении и вопросах войны на море. После этого визита многие офицеры пришли к выводу, что возрождение флота теперь может быть связано только с именем Гитлера. В книге для почетных гостей фюрер записал: «Надеюсь, что смогу помочь восстановить флот, подобающий рейху»2.
Однако ни поддержка кораблестроительной программы в 1928 г., ни обещания на борту «Кельна» не помешали Гитлеру осенью 1932 г. выступить с критикой ВМС. Стремясь нанести максимальный политический урон правительству фон Папена, нацисты обрушились на него с нападками за утверждение плана замены кораблей. Тем не менее пронацистские настроения продолжали распространяться на флоте. Рост симпатий к НСДАП среди молодых офицеров и низших чинов был, с одной стороны, реакцией на жесткую дисциплину, насаждаемую Редером, а с другой — следствием политической и экономической нестабильности в стране.
К 1933 г. ВМФ Германии насчитывал 8 линкоров (из них один новый броненосец), 8 крейсеров, 22 миноносца и эсминца, 29 тральщиков и т. д.3 Кроме того, в 1933 г. были утверждены к постройке два броненосца4. Таким образом, план развития флота предусматривал строительство пяти броненосцев5, правда, к постройке последнего так и не приступили.
30 января 1933 г. Гитлеру, в результате интриг и политического давления на президента Гинденбурга, удалось получить поста канцлера. Флот выдержал события конца 1932 — начала 1933 г. без намека на политические волнения, тем самым доказывая свою политическую нейтральность6. В связи с тем что нацисты пришли к власти законным путем, Редер и его высшие офицеры приняли этот режим и его идеологию. «В 1933 г. я добился полного успеха в управлении флотом в Третьем рейхе вместе с фюрером... с открытым сердцем мы стали истинными сторонниками фюрера»7.
3 февраля 1933 г. Редер впервые встретился с Гитлером в доме командующего сухопутной армией генерала Гаммерштейна. Там новый рейхсканцлер заверил собравшихся, что вермахт более не будет вовлечен во внутриполитические дела, а его структура останется неизменной. Гитлер гарантировал период спокойного поступательного развития для армии и флота с тем, чтобы они накопили достаточно сил и могли обезопасить рейх от иностранной агрессии8.
По мнению командования маринляйтунг9, приход к власти Гитлера предполагал неплохие перспективы для развития флота, у руля государства стоял диктатор, с которым было легче договориться, нежели с обремененными политическими интересами кабинетами Веймарского периода. Однако было понятно, что новый канцлер не является «еще одним Вильгельмом II» с его слепой поддержкой флота. Критика фюрером на страницах «Майн кампф» Тирпица и нападки на флот в 1932 г. давали прекрасно понять, что новый лидер не является сторонником флота.
В 1933 г. перед Редером стояла одна из сложнейших политических задач за всю его карьеру. Ему было необходимо убедить фюрера в значимости флота как инструмента внешней политики или, по крайней мере, доказать ему необходимость выделения флоту необходимых ресурсов и финансовых средств. Центральной идеей Редера было строительство крупных надводных кораблей, на что Гитлер дал свое принципиальное согласие, однако уже на первой официальной встрече рейхсканцлер заявил: «Флот... будет строиться... в соответствии с интересами европейской внешней политики»10. Продолжение же строительства флота в размерах, не предусмотренных программой 1932 г., оставалось неопределенным11. Редер понимал, что флот занимает определенное место в планах Гитлера, который стремился поэтапно создать новую империю с претензией на мировое господство12, причем флот, как инструмент для выполнения этих планов, находился на последнем месте.
19 августа 1934 г., через 16 дней после кончины рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга, в Германии прошел референдум, по результатам которого Гитлер объединил посты рейхсканцлера и президента, сконцентрировав в своих руках всю полноту исполнительной власти, что дало ему возможность активизировать свой план ревизии Версаля.
В мае 1935 г. появился целый пакет законов, касающийся вооруженных сил Германии: 16 марта — закон о строительстве вермахта, по которому Рейхсмарине переименовывались в Кригсмарине, закон от 21 мая — о воинской обязанности, и, наконец, 15 сентября — закон о флаге. В соответствии с новым законом флот получал новый флаг, который геральдически был близок к старому — кайзеровскому13. Новая символика флота означала полную его интеграцию в систему нацистского государства.
Значительные изменения жизни внутри страны сопровождались серьезными демаршами нацистского правительства на международной арене. 14 октября 1933 г. Германия вышла из конференции по разоружению и Лиги Наций, что де-факто означало денонсацию Версальского договора в одностороннем порядке. Гитлеровское правительство оправдывало этот шаг тем, что по решению конференции Германия могла получить право на равноправие в вопросах вооружений лишь по истечении четырехлетнего переходного периода, что не могло удовлетворить рейх14. Однако, пытаясь доказать свое миролюбие, Гитлер пошел на подписание договора о ненападении с Польшей 26 января 1934 г.
Примечания
1. Рейхсмарине — с 1919 г. по 1935 г. официальное название ВМС Германии.
2. Волков А., Славин С. Адмирал Канарис — «Железный» адмирал. — М. — Смоленск, 1999, С. 157—159.
3. См.: ГАРФ, ф. 7445, д. 7, л. 465.
4. См.: Беляев Е.Г. Подготовка гитлеровской агрессии 1933 — 1936 гг.: Дис. канд. ист. наук. — Горький, 1961. С. 165.
5. См.: ГАРФ, ф. 7445, д. 7, л. 465.
6. См.: Assman K. Dr. h.c. Raeder und der Zweite Weltkrieg. //Marine Rundschau, LVIII, 1961. S. 4—5.
7. BAMA, III M 1005/7. Цит. по: Bird K.W. Weimar, the German Naval Offiser Corps and the Rise of National Socialism. — Amsterdam, 1977. P. 279—280.
8. См.: Raeder E. Mein Leben. Bd 1. Bis zum Flottenbekommen mit England 1935. — Tubingen-Necker, 1956. S. 280.
9. Управление флота. В результате ограничений Версальского договора Адмиралтейство было упразднено и высшее командование ВМС называлось Управлением флота.
10. Bildingmaier G. Seegeltung in der deutschen Geschichte. Ein seekriegsgeschichtliches Handbuch. Darmshtadt, 1967. VIII. S. 217; Raeder E. Op. Cit. I. S. 281—284.
11. См.: Dülffer J. Weimar, Hitler und die Marine. Reichspolitik und Flottenbau 1920—1939. — Düsseldor, 1973. S. 249—253.
12. Ibid. S. 503—512.
13. См.: Güth R. Die Marine des Deutschen Raichs, 1919—1939. Frankfurt am Main, 1972. S. 178.
14. См.: Ibid. S. 150.