Подготовка к экспедиции
Возражения опытных путешественников, их критикан насмешки в известной мере тормозили дело Нансена, но не могли уничтожить его предприятия.
Уже за 2 года до выступления Нансена в Лондонском географическом обществе началась подготовка экспедиции. Естественно, что для такой экспедиции нужны были большие средства. Постройка особого судна по плану Нансена и снаряжение путешествия, которое должно было длиться годы, стоило дорого. Смета, составленная Нансеном, требовала 300 тысяч норвежских крон, фактически же экспедиция обошлась в 444 с лишком тысячи.
Норвежское правительство ассигновало 200 тысяч крон на предприятие при непременном условии, чтобы экспедиция была норвежской, т. е. чтобы в ней принимали участие только норвежцы. Пришлось прибегнуть к частным пожертвованиям.
Известный норвежский строитель Колин Арчер, человек немолодой и умудренный опытом, взял на себя постройку корабля. Лучший строевой лес и отборное железо были применены как материалы. Корабль был водоизмещением в 400 тонн и мог принять запас угля на 4 месяца беспрерывного движения полным ходом, кроме полного снаряжения и провианта для всех людей и собак, взятых на борт для передвижения по льду. Машина для корабля была выбрана с большой тщательностью и имела 220 лошадиных сил.
Надо было не забывать, что с момента замерзания во льдах судно Нансена превращалось в жилище для экспедиции; поэтому оно было тщательно защищено от полярной стужи. Стены корабля были очень толсты, и теплота и воздухонепроницаемость стен были всячески обеспечены.
Капитан Отто Свердруп
Все было предусмотрено: на случай гибели корабля было взято восемь лодок, в которых мог бы разместиться весь экипаж с провиантом на многие месяцы.
Судно освещалось электричеством. Это было особенно комфортабельно по тем временам. «Всякий легко поймет, — говорил Нансен, — каким благодеянием для нас будет электрический свет, в то время, когда кругом воцарится полярный мрак».
Нансен лично руководил снаряжением экспедиции, тщательно подбирал научные приборы и инструменты, составлял списки необходимого провианта и снаряжения. Вся Норвегия волновалась и жила делом Нансена.
Было опасение, что трудно найти людей, желающих отправиться в такое опасное путешествие. Однако со всех концов мира посыпались предложения от лиц, желавших стать спутниками Нансена.
Спуск «Фрама» на воду
Всех участников экспедиции было двенадцать. Капитаном судна являлся Отто Свердруп знакомый нам по гренландскому путешествию. Старый приятель Нансена, Иогансен, так страстно желал принять участие в путешествии, что согласился занять скромное место кочегара. Кроме этих людей на судне находились Сигурд Скотт-Гансен, руководивший метеорологическими, астрономическими и магнитными наблюдениями, Генрих Блессинг, врач и ботаник, штурман Теодор Якобсен, машинист Антон Амундсен, заведующий провиантом и кухней судна Адольф Юэль, второй машинист Ларс Петерсон, гарпунщик Педер Гендриксен, электромонтер Бернард Нордаль, Ивар Могстад, исполнявший разнообразные работы — от часовщика до надсмотрщика над собаками. Двенадцатый участник экспедиции Бернт Вендсен попал на судно случайно: Нансен познакомился с ним в Тромзе и взял его на корабль.
Корабль, предназначенный для экспедиции был спущен на воду еще осенью 1692 года. В день спуска у верфи строителя судна Арчера собрались толпы зрителей. Они с любопытством разглядывали высокий черный остов судна. На палубе виднелось 3 флагштока. На двух развевались норвежские флаги, третий был еще пуст: в момент крещения судна на нем должен был подняться флаг с именем корабля.
— Он так любит свою жену, — говорили в толпе, — он, наверно, назовет свое детище «Ева».
— Нет, — говорили другие, — должно быть, судно будет названо «Норвегия».
— Лучше всего было бы дать ему имя «Северный полюс», — говорили третьи.
В публике прошло волнение: вверх по трапу поднялись на корабль Нансен с женой. Ева Нансен быстро подошла к носу судна, разбила горлышко от бутылки шампанского и громким голосом сказала:
— Имя твое — «Фрам»!
«Фрам» означает по-норвежски «Вперед».
Пустой флагшток украсился красным флагом с белой надписью «Фрам». Были перерезаны канаты и, гордо рассекая волны, «Фрам» быстро заскользил по воде.
Это был торжественный момент в жизни Нансена. Но он был омрачен большими заботами и материальными трудностями. Собранных средств далеко не хватало на покрытие всех расходов. Нансену с величайшим трудом удавалось добывать средства, требовавшиеся в значительно большем количестве, чем он предполагал раньше. Ему приходилось покрывать дефицит из личных, очень скромных средств.