Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

на правах рекламы

авиабилеты на рейсы Utair

Правовая структура унии

Правовой основой для новой унии стали два документа. Первым из них была Конституция с поправками, внесенными на внеочередном стортинге в октябре — ноябре 1814 г. Вторым стал «Риксакт» — закон об унии, принятый годом позже. Им регулировался ряд юридических и процедурных вопросов. Некоторые из поправок, воплощенных в так называемой «ноябрьской конституции», носили скорее формальный характер, но их принятие стало необходимым в связи с изменением статуса Норвегии — из отдельного и независимого королевства она стала участником персональной унии с Швецией под властью одного монарха. Особое значение в этом контексте приобретало положение норвежского Государственного совета — правительства страны. Помимо исполнения функций личного советника короля, что было предписано каждому министру по Конституции от 17 мая, Совет теперь получил статус кабинета. Он был поделен на две части и состоял из Государственного совета (кабинета) в Кристиании под председательством «stattholder» (вице-короля или наместника короля как его представителя) и, поскольку местопребыванием короля был Стокгольм, Стокгольмского отделения Государственного совета при особе короля в составе первого, так называемого Государственного министра и еще двух министров, входившего в Объединенный совет министров, где рассматривались вопросы, представляющие общий интерес для обеих стран. Другие поправки частично имели символическое значение, предусматривая, среди прочего, что Норвегия будет иметь собственный национальный банк, собственную валюту и право на собственный национальный флаг для торгового флота1.

Третья категория поправок более общего характера имела внешнеполитическое значение и четкую направленность на ограничение полномочий короля и укрепление позиций стортинга в качестве гаранта автономии Норвегии в рамках унии. Одна из поправок относилась к вопросам права командования и контроля над норвежской армией. Опасаясь, что король будет стремиться к слиянию вооруженных сил двух стран для их использования в военных авантюрах, стортинг внес изменения в соответствующие статьи конституции, ограничив право короля свободно распоряжаться норвежской армией и военно-морским флотом. Если речь не шла о войне явно оборонительного характера, то для их использования в каждом отдельном случае требовалось согласие стортинга. Кроме того, армия была разделена на «линейные войска», которые можно было применять за границей, и территориальную армию — последняя могла действовать только на норвежской земле в целях национальной обороны.

Внешняя политика Карла Юхана

В 1810 г., когда Карл Юхан фактически занял шведский престол, произошло коренное изменение внешнеполитического курса Швеции. Традиционно ее потенциальными противниками считались Дания—Норвегия и Россия, что порождало страх «окружения» и войны на два фронта. Но в 1812 г. Карл Юхан вступил в союз с Россией против Наполеона, а в 1814 г. уния с Норвегией обезопасила западную границу Швеции. Годом позднее Швеция отказалась от своих последних владений на севере Германии, тем самым снижая риск вовлечения в континентальные войны. С этого момента Шведско-норвежское государство оказалось на центральном месте в борьбе за влияние между двумя великими державами — Англией и Россией. Лучшим выходом из положения стал нейтралитет: слабость Объединенных королевств в военном отношении требовала дружбы с Россией, а торгово-экономические интересы указывали на необходимость близких отношений с Англией.

Другая важная поправка была более тесно связана со свободой действий короля во внешнеполитических делах. В те времена внешняя политика почти неизменно была прерогативой монархов, и по норвежской конституции от 17 мая в соответствии с этой практикой королю предоставлялось право «заключать и расторгать союзы, принимать и направлять посланников» — другими словами, вести дипломатические дела — без консультации с кабинетом. По Ноябрьской конституции это право за королем сохранялось. В Швеции монарх должен был консультироваться по таким вопросам со специальным «Министерским советом», состоящим из самого короля, министра иностранных дел и государственного канцлера. О включении кого-либо из норвежских министров в этот чрезвычайный орган, очевидно, не могло быть и речи. Однако осуществление права короля «объявлять войну и заключать мир», являвшееся прерогативой монарха по Конституции от 17 мая, теперь подлежало предварительным консультациям с королевскими норвежскими министрами через посредство «Чрезвычайного министерского совета». Аналогичное ограничение свободы действий короля уже предусматривалось шведским Законом о реформе (конституцией) 1809 г. — это говорит о том, что законодательные собрания обеих стран опасались последствий королевских внешнеполитических авантюр. И все же, если благодаря этим статьям король и должен был советоваться с министрами, то в их согласии он не нуждался. Окончательное решение принадлежало только ему. Таким образом, непосредственное влияние Норвегии на внешнюю политику унии ограничивалось совещательными полномочиями при короле в важнейших вопросах объявления войны и заключения мира. Помимо этого, стортинг мог оказывать и некоторое влияние «от противного», отказываясь выделять средства на военные цели.

Примечания

1. Если иное не оговаривается особо, данная глава в основном построена на разделе Альфа Кортведта в части 3 первого тома «Истории внешней политики Норвегии»: N. Bjørgo, 0 Rian, A. Kaartvedt, Selvstendighet og Union: Fra Middelalderen til 1905 (Vol. 1 of series Norsk utenrikspolitikks historie) (Oslo, 1995). Особое внимание к норвежским внешнеполитическим интересам, однако, является моей личной инициативой.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика © 2025 Норвегия - страна на самом севере.