Направления в датской литературе. Развитие реализма. К. Микаэлис. Э. Кристенсен. К. Беккер
Октябрьская революция в России оказала огромное воздействие на датский пролетариат и передовую интеллигенцию. Последовательная борьба за выделение революционного ядра из датской социал-демократии привела к созданию Коммунистической партии Дании, секции Коминтерна. Одним из активных ее организаторов был Мартин Андерсен-Нексе.
Нейтралитет Дании в первую мировую войну обеспечил крупным предпринимателям возможность наживаться на различного рода поставках (главным образом Германии). Экономический бум, невиданные спекуляции, бешеная погоня за наживой проникают и в сферу буржуазной культуры — театр, кино, музыку, литературу. Бесшабашно-веселые ревю и джаз сменялись пьесами, проникнутыми фрейдистскими мотивами, натуралистическим смакованием садизма и секса. Нередко псевдосоциалистические учения сочетались с мистицизмом, с пантеистическим культом природы и техники.
Модернизм оказывал известное влияние и на левые круги писательской молодежи. Радикально настроенные литераторы, начинавшие деятельность под влиянием идей «Кларте», не были, конечно, однородны в своем составе и устремлениях. Одни, напуганные кризисом культуры, увлекались крайностями экспрессионизма, проникались трагическим осознанием ничтожества человеческого «я», другие, наоборот, вели систематическую борьбу с буржуазной идеологией, шли, хотя и разными путями, к реалистическому искусству.
Годы с 1926 по 1932 в датской критике именуются «интермедией»1, рассматривающей этот период как переломный — от Локарнского договора 1925 г. до фашистского переворота в Германии в 1933 г. Конечно, историческая обстановка и в Дании (кризис 1929—1933 гг., безработица), которую не могло улучшить и социал-демократическое правительство во главе со Стаунингом, не вселяло оптимизма. Но «интермедия» в литературе может быть истолкована шире — ее тенденции сказались не только в углублении пессимистических настроений после «эпохи джаза», в трагическом ощущении идейного кризиса (Я. Палудан, Лек Фишер, П. ля Кур, Й.А. Шаде и др.), но и в понимании того, что «интермедия разыгрывалась на вулкане», что явно ощущалось предвестье «красных тридцатых» и что, наконец, процесс развития реалистического искусства между войнами был хотя и неровным, но непрерывным.
Творчество критических реалистов старшего и среднего поколений — Хенрика Понтоппидана, Карин Микаэлис, Харальда Хердаля, Йоргена Нильсена и др. — было связано еще с «традиционными» формами (преимущественно в жанре романа). Понтоппидан и в 30-е гг. продолжал оставаться врагом рутины, политической реакции. Об этом свидетельствовали, в частности, его (совместные с М. Андерсеном-Нексе) антифашистские выступления. Крупные художественные произведения писателя (роман «Блаженство человека», 1927; четырехтомный цикл «Воспоминания», 1933—1940) убедительно говорили о преодолении пессимизма, о развитии реализма в формах бытописания, характерного для его раннего творчества.
Проблемы женской эмансипации, семьи и воспитания продолжала разрабатывать К. Микаэлис. Как и прежде, ее повести и романы в большинстве случаев носят автобиографический характер. Известность приобрели ее социально-психологические романы: «Милая молодая женщина» (1921), «Лгунишка» (1925), «Последствия» (1930), «Мать» (1935) и др. К. Микаэлис, как правило, повествует о злоключениях героини, вступающей в конфликт с мещанской средой, дает выразительные картины изнанки буржуазного общества, кичащегося своей внешней благопристойностью. Внутренний монолог, дневниковые записи, письма, тонко выражающие настроения и являющиеся своего рода исповедью, придают интимность ее повествованию.
В романе «Мать» писательница достигла своей вершины. Необыкновенно глубоко в нем передана трагедия Нильсины Бек — женщины, испытавшей в жизни тяжкий труд, нищету и горе. Гуманизм К. Микаэлис — в неистребимой вере в человека и его возможности, в раскрытии душевного богатства и красоты женщины, играющей огромную роль в обществе. Как и Понтоппидан, К. Микаэлис в последние годы своей жизни писала воспоминания, принимала активное участие в общественной деятельности. Побывав в Советском Союзе (в 1934 г.), писательница оставалась верным другом нашей страны. После прихода к власти Гитлера она предоставляла приют немецким эмигрантам-антифашистам, среди которых, в частности, был Б. Брехт. К. Микаэлис и сама испытала нелегкую жизнь в эмиграции в Америке в годы, когда ее родина была оккупирована гитлеровскими войсками.
Ранние произведения Эрлинга Кристенсена (1893—1961) связаны с традицией возникшего еще в раннепролетарской литературе «производственного» романа, «романа о коллективе». Наиболее известный его роман «Король нищих» (1929) рисует столкновение коллективистских и индивидуалистических тенденций в датской деревне. Надежда вождя бедноты сплотить коллектив в процессе постройки плотины терпит крах: собственнические инстинкты подрывают эти усилия. Роман важен утверждением ценности личности, познающей себя в труде. В романе «Человек среди людей» (1936) Кристенсен, наоборот, приходит к пессимистическому выводу о безрезультатности борьбы. Его герой-одиночка констатирует невозможность найти какие-либо контакты в «нервном» и «эгоистическом» мире.
О месте человека в обществе и его воспитании серьезно задумывается и Кнут Беккер (1891 —1974), творческую манеру которого критика иногда определяла как «документальный натурализм». Опираясь на реальные факты действительности, писатель был настойчив в своем стремлении к реалистическому их обобщению, считая себя последователем Андерсена и Диккенса, Горького и Нексе. В его ранних стихах, пьесах и публицистических выступлениях, проникнутых сочувствием к трудовому народу, сквозило отчаяние от того, что всесильными ему казались враги человечества — милитаризм и война, лицемерная мораль мещанства и эгоизм. В 30-х гг. писатель увлекается социалистическими идеями, находит ответы на многие мучившие его вопросы.
Центральное место в творчестве Беккера занимает цикл романов — «Хлеб насущный» (1932), «Мир ждет» (1934), «Беспокойная весна» (1938—1939), «Когда идет поезд» (1944) и «Марианна» (1956), объединенных во многом автобиографическим образом Кая Гетше, повествованием о воспитании характера, воли. Беккер с сочувствием рассказывает о злоключениях героя: нищета, исправительное заведение, будни провинциальной жизни, нелегкий труд батрака в помещичьей усадьбе, воинская повинность — таков далеко не полный перечень картин, выразительно написанных. Романы Беккера проникнуты верой в человека, в его добрые начала. Не менее ценно в них и порицание мещанской морали, религиозного фанатизма, предрассудков и политического консерватизма. Но в отличие от Э. Кристенсена Беккер в современной обстановке находит силы, которые помогают его герою выйти из состояния изоляции. Это люди труда, также страдающие от «бессердечного мира», но жаждущие свободы, готовые к борьбе.
Примечания
1. См.: Кристенсен С. Мёллер. Датская литература..., с. 115.