Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Продвижение 2-й горнострелковой дивизии к Нарвику

4 мая, в день, когда немецкие части, наступавшие к северу от Тронхейма, достигли Гронга и Намсуса, группа XXI пришла к выводу, что сильного противника перед ними нет, и приказала 2-й горнострелковой дивизии двигаться на север, от Гронга через Мушёэн к Будё, а затем попытаться установить наземную связь с нарвикской группировкой. По прямой до Нарвика было около 480 километров, но путь пролегал через малонаселенную заснеженную гористую местность, на каждом шагу пересеченную фьордами. Дороги были плохими, короткими, а на последних 136 километрах их не существовало вообще. 4-го генерал-лейтенант Валентин Фойрштейн, командир 2-й горнострелковой дивизии, прибыл в Тронхейм; к тому времени в его распоряжении были два батальона плюс одна рота горной пехоты, одна батарея горной артиллерии и взвод саперов. Главные силы 2-й горнострелковой дивизии, вышедшие из Германии еще в конце апреля, пока находились в пути. Моторизованные части и горнострелковый полк, принимавшие участие в тронхеймском десанте, должны были придать дивизии Фойрштейна, как только позволит обстановка.

У союзников перспектива немецкого наступления на север вызывала сильнейшее беспокойство не столько из-за того, что нарвикская группировка получит подкрепление, сколько из-за того, что радиус действия германской авиации увеличится, и она будет угрожать базам союзников на севере. Они собирались задержать, а если удастся, то и вовсе остановить продвижение немцев в этом направлении. Во время эвакуации Намсуса было предложено, чтобы часть войск отступала в глубь материка, ведя арьергардные бои между Гронгом и Мушёэном, но этот план был отвергнут из-за того, что командование в Намсусе заявило, что данный маршрут непроходим. Вместо этого из Намсуса в Мушёэн перевезли по морю 100 альпийских стрелков. В конце концов у союзников созрел план создать центры сопротивления в Мушёэне и Будё, а поскольку опыт Ондалснеса и Намсуса показал, как опасно оставлять большие части без поддержки авиации, было решено формировать только небольшие независимые отряды. Начиная с середины апреля было создано пять отдельных рот, в каждой из которых было 20 офицеров и 270 солдат. Ожидалось, что они будут жить в сельской местности, наладят контакт с местным населением и начнут партизанскую войну. Две роты, прибывшие из Англии, высадились в Мушёэне и сменили альпийских стрелков; одна высадилась в My и две в Будё, где они присоединились к роте шотландских гвардейцев, присланной из Нарвика. Имевшиеся в данной местности норвежские части состояли из одного резервного батальона и одного батальона, отступившего из Гронга в Мушёэн.

Выйдя из Гронга 5 мая, германские части горных стрелков за четыре дня прошли почти 144 километра по местности, которую британское командование в Намсусе считало непроходимой. Утром 10-го британские и норвежские отряды оказали немцам непродолжительное сопротивление в 15 километрах к югу от Мушёэна, а затем отошли на заранее подготовленные позиции за городом, намереваясь вести сдерживающие бои между Мушёэном и My. Во второй половине дня немцы провели операцию «Wildente» («Дикая утка»). В Тронхейме рота села на каботажный пароход «Норд Норге» и высадилась на полуострове Хемнесёй во фьорде My. Гидропланы доставили туда же еще полуроту. Высадка прошла удачно, несмотря на то что на берегу немцев встретили британские отряды, а пароход был потоплен двумя подоспевшими британскими эсминцами. Видимо, данная операция была продиктована исключительно географическими особенностями Северной Норвегии. Дорога от Мушёэна кончалась в Эльсфьордене на Эльс-фьорде, а полуостров Хемнесёй прикрывал водный путь к My. Дорога, которая вела к My через Корген и Финнейд, была отделена от дороги Мушёэн — Эльсфьорден высоким хребтом, а в Финнейде над ней возвышался Хемнесёй. Операция «Wildente» открыла немцам путь на My и причинила множество неудобств британским ротам в Мушёэне, так как перерезала их маршрут отступления и похоронила план оказать противнику сопротивление на северной дороге из Мушёэна в Му. Британцы оставили позиции и были перевезены на корабле в Будё, в то время как норвежский батальон, вынужденный бросить большинство своей техники, отступил к My по суше, где британцы сумели удерживать дорогу через Финнейд мимо полуострова Хемнесёй ровно столько, сколько было нужно, чтобы дать батальону пройти.

Карта 8

11 мая германская колонна вошла в Мушёэн и получила приказ как можно скорее наступать на Хемнесёй. 15-го немцы были в Эльсфьордене. Пока одна часть дивизии пыталась добраться до Финнейда на импровизированном пароме, другая в составе трех с половиной рот прошла через горы от Эльсфьордена до Коргена и там вышла на дорогу к Финнейду. Тем временем британцы привели в My три роты шотландских гвардейцев в дополнение к отдельной роте, которая уже находилась там и создала сильную оборонительную позицию в Стьене, лежащем в 13 километрах севернее Финнейда. 16-го и 17-го немцы собирались в Финнейде с силами; во второй половине дня 17-го они начали атаку. Видя, что позиции британцев защищены речкой, немцы совершили марш на восток и атаковали левый фланг противника. Одновременно они выбросили парашютный десант, который должен был провести вспомогательную фланговую атаку. Бой продолжался всю короткую ночь, и около 2.00 британцы начали отходить. Ночью они получили приказ отступить на север от My, и в 20.00 18-го немцы заняли город.

Для обороны Будё и территории к северу от My у британцев были в Будё два пехотных батальона, четыре отдельные роты и две артиллерийские батареи, а также батальон шотландских гвардейцев (доведенный до штатной численности подкреплениями, полученными в Будё) и отдельная рота в окрестностях My — в общей сложности около 4500 штыков. У норвежцев было около батальона в районе My и батальон в Будё, переведенный из Бардуфосса. Дивизия Фойрштейна, состав которой менялся почти ежедневно по мере прибытия новых частей, на 15 мая насчитывала шесть батальонов горной пехоты, четыре артиллерийские батареи, батальон дивизионной разведки, саперный батальон, роту мотоциклистов, эскадрон велосипедистов, батарею мортир и танковый взвод. Возможно, ее общая численность составляла около 6000 человек, но не все из них принимали участие в штурме.

Первую сдерживающую акцию провели шотландские гвардейцы в окрестностях Крокстранна. Отдельная рота не приняла в ней участия и отступила на север; подкрепления задержались в Будё из-за того, что там утонул транспорт, а крейсер, который должен был доставить войска, сел на мель. Позиции в Крокстранне удалось удержать всего на несколько часов. 23-го свежая отдельная рота сделала новую попытку задержать противника в Вискискойе. Она закончилась неудачей во второй половине следующего дня, когда немцы провели фланговую атаку, заставившую отдельную роту попятиться. После этого шотландские гвардейцы и другие части получили приказ отступить, а свежие части заняли позиции севернее, у Потуса. Там пехотный батальон и две отдельные роты с несколькими норвежскими отрядами сумели продержаться с утра 25-го до 19.00 26-го. В Потусе британские части впервые получили поддержку двух истребителей, пользовавшихся только что построенной взлетной полосой в Будё.

25 мая, в разгар боя у Потуса, поступил приказ о немедленной эвакуации Будё. Днем раньше союзники решили закончить нарвикскую операцию и не видели необходимости в дальнейшем сдерживании 2-й горнострелковой дивизии. В течение недели британские части, за которыми вплотную следовали немцы, отступали к Будё и завершили эвакуацию 31 мая. В Фёуске германские силы разделились. Одна колонна направилась на запад, к Будё, а вторая продолжила наступление на север, в направлении Сёрфолля. В Будё немцы вошли утром 1 июня, а до Сёрфолля добрались на следующий день. В Сёрфолле передовые части 2-й горнострелковой дивизии все еще находились в 136 километрах от Нарвика. Далее маршрут проходил по безлюдной горной местности, в которой не было не только дорог, но и троп.

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.