Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Картина мира и пантеон

Начнем с картины мира скандинава-язычника. Как и вся мифология Севера, она вышла из древнегерманской культуры и корнями уходит еще глубже, в общее индоевропейское прошлое. Именно там возникло представление о времени как о колесе, замкнутом круге, где прошлое и настоящее, циклы лет, сезонов, суток, как и человеческих поколений, то совмещаются, то сменяют друг друга в вечном круговороте. Земля — плоская и омывается Океаном. Все мировое пространство скандинава также круглое и замкнутое, как горизонт. И не случайно Снорри Стурлусон назвал свое главное произведение «Кругом Земным» (Хеймскрингла): там человеческие жизни, протекая во времени и пространстве, при всей несхожести деталей непрерывно воспроизводят одни и те же мотивы и деяния. Мироздание развертывается не по горизонтали, а по вертикали, в виде нескольких уровней, и представлено Мировым древом1. У скандинавов это гигантский Мировой Ясень Иггдрасиль, ветви, корни и ствол которого неразрывно связывают мир людей с мирами небесным и подземным. Его подпитывает волшебный мед — священный источник жизни и магических сил. Именно с деревом связывали древние германцы и происхождение человека: мужчины — из ясеня, женщины — из ольхи или ивы.

Иггдрасиль состоит как бы из трех ярусов, каждый из которых соответствует одному из трех существующих миров. Ствол, по которому бегает белка, — это Мидгард («Срединный двор»), наземный и заселенный мир живого: людей, животных и растений. Вокруг него — Утгард («Внешний мир»), неорганизованная природа, которая, особенно не любимый скандинавами холодный Север и, часто, загадочный Восток, заполнена разными демонами и чудовищами. С ними сражаются скандинавские воины, чтобы защитить мир; например, Беовульф прославился тем, что сумел победить жуткое чудище Гренделя, который «уволок» немало «мужей-воителей»2. «Свои» земли от «чужих» отделяются пограничным лесом Мюрквинд, который растет где-то на юге3.

Крона дерева, на которой сидит орел, — это небо, Асгард («Двор асов»). Судя по прорицанию Вёльвы, там зеленеют «луга бессмертия», в своих чертогах обитают боги и находится главный из них — Вальхалла, палаты Одина4. Это вечный приют павших в битве воинов, которых называли «эйнхерии» (inheiriar) и которые в Вальхалле (букв. — «Палате павших»)5 проводят время в победоносных сражениях и пирах. Асгард по углам поддерживают как бы своего рода аналоги античных титанов — четыре безобразных по виду карлика, которые обозначают четыре страны света: Аустри, Вестри, Норри, Судри. Дорогой в Асгард служит радуга — радужный мост Биврест.

Корни Иггдрасиля находятся в царстве мертвых — Хель, или Нифльхейм, которое располагается где-то на Севере. Они омываются волшебными потоками: один принадлежит богиням («девам») судьбы норнам, другой — волшебному карлику Мимиру, третий, Хвельгельмир («кипящий котел»), течет прямо в само царство мертвых. Владычица мертвых, богиня подземного царства Хель заключает мертвых в свои объятия, ее «ласки близки» Тормоду Берсасону6. Итак, обитатели подземного мира — это умершие люди, богини судьбы-норны и поддерживающий землю гигантский Змей Нидхёгг, который лежит в океане, омывающем землю, и замыкает все своим могучим кольцом.

Другая группа женских божеств, связанных с судьбой, обитает на небе, это могучие валькирии7, прекрасные девы-воительницы, «девы Одина», «жены победы», «победоносные»; именно они относят павших в сражении воинов-эйнхериев, вместе с их оружием, в Вальхаллу и потчуют их там как «гостей Одина». Известны имена некоторых валькирий, например Хьяртримуль, Синнегрид, Свипуль, Хильд (Хиль-дур), Хрунд, Гунн, Менья, которая вместе с сестрой своей Феньей «мелет судьбы», или Гендуль (Скегуль), наблюдавшая битву между норвежцами и данами, чтобы сопроводить погибших в палаты Одина. Но героический персонаж «Старшей Эдды»8 и «Саги о Вёлсунгах» Сигмунд сын Сигурда из рода Вёлсунгов (он же Зигфрид «Песни о Нибелунгах»), который сразил гигантского змея — дракона Фафнира, исчадие зла, с помощью своего ядовитого дыхания оберегавшего огромные сокровища, этот излюбленный герой народных сказаний германцев, попал не в Вальхаллу, а к Хель, поскольку погиб не в бою.

Скандинавы-викинги, которые уделяли уходу из жизни, его обстоятельствам повышенное внимание как важнейшему событию в судьбе человека (заметим — в отличие от его рождения), не приветствовали смерть от старости или болезни, это была «смерть на соломе», которой, как мы уже знаем, было принято устилать полы и постели. Если постаревший воин, не нашедший гибели в сражении, хотел попасть в Вальхаллу, ему следовало нанести себе смертельную рану острием копья. Только смерть в бою, в море и от боевого оружия была почетной, достойной Вальхаллы, похвалы саги и творения поэта. Судя по всему, такое представление, достаточно традиционное для постоянно воюющих обществ, закрепилось и было окончательно сформулировано в северогерманском мире именно в эпоху викингов.

Таким образом, у скандинавов было два царства мертвых и две группы богинь судьбы, каждая со своими функциями. Причем обиталище богов, живых и мертвых людей связаны, как и в других древних культурах, с определенными животными: здесь это соответственно орел, белка и змей9.

В эту картину мира входили также категории времени, каждой из которых ведала своя норна: прошедшим — Урд, настоящим — Верданда, будущим — Скульд. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что у скандинавов в эпоху викингов, особенно до христианизации, не было линейного понимания «течения» времени. Оно, подобно пространству, замкнуто в круг, в круговорот, и новое должно быть повторением старого, прошлого, которое всегда возрождается. Постоянная актуализация возрождения прошлого как бы «сжимает» настоящее время. Колесо — символ не только Солнца, но и повторяющихся циклов жизни человека и природы и, одновременно, окружающий их горизонт.

Пантеон скандинавских богов (в сущности древнегерманских, лишь с некоторыми отличиями) достаточно обширен. С характерной для язычества основательностью в нем представлены в виде богов как природные явления, так и человеческие отношения и обстоятельства патриархальных времен. И те и другие в разной мере очеловечены.

Некогда пантеон был разбит на две группы: асов и ванов. В конце концов асы ассимилировали ванов и ко времени саг стали обозначением богов вообще. Именно они заняли Асгард, а ванам досталось не вполне ясное обиталище Ванахейм. Не всегда очевидно, кто из богов относится к асам, а кто к ванам. Многие толкователи северной мифологии со временем стали возводить род асов к античным троянским правителям, это построение, скорее всего, возникло еще в XIII в.10 Сам Снорри в «Круге Земном», вероятно, по известному созвучию, возводит асов к пришельцам из Азии, которые вместе со своим вождем Одином переместились в Скандинавию и стали там предшественниками скандинавов, т. е. северных германцев. Оба этих предположения не получили подтверждения в современной науке.

Скандинавы почитали богинь женского рода — дис, олицетворявших силы плодородия11. Кроме того, их мир населяли природные духи — альвы (ср.: эльфы)12. Вероятно, это было связано с почитанием священных камней, скал, ручьев и источников, т. е. малых местных божеств, в которых люди видели покровителей своей местности, собственных подворий и занятий — обработки земли и разведения скота, рыбной ловли, охоты и т. д., и своей частной жизни.

Такие камни, посвященные местным духам-покровителям, стояли и в малых местных капищах. Так, в «Саге о Хёрде и островитянах» рассказывается, что некто Торстейн, молясь в своем капище «камню, которому он поклонялся», услышал звучавшие из камня стихи о своей близкой смерти и действительно вскоре был убит. Жертвоприношение бондов альвам в шведском Гауталанде (совр. Гёталанд) наблюдал скальд Сигват при Олаве Святом, в первой трети XI в., о чем повествует сага об этом короле, по предположениям сложенная Снорри. О местных божествах, населяющих «рощи, курганы» и другие священные места, можно прочитать и в Гуталаге.

Организовав своего рода небесную общность, асы устраивали там ритуальные пиры, распивали священный напиток, сходились на свои общие собрания-тинги для решения важных вопросов. Чаще всего в мифах и сагах упоминаются боги Один, Тор, Локи и Фрей. Если Один являл соединение мудреца, умельца и воина, Тор был воплощением воинской силы и громовержцем, Фрей олицетворял погоду, солнечный свет и урожай, то Локи являлся носителем злобы, коварства и раздора.

Во главе пантеона стоял происходивший из асов и тесно связанный с Мировым древом бог Один13. Он имел множество личин и имен, например Видур, Хрофт и др., в соответствии с той или другой из его многочисленных функций. Один был одноглазым, поскольку второй свой глаз он отдал в залог могущественному волшебнику, карлику Мимиру, в обмен за мудрость. Как и другие боги, он был смертен и погиб от болезни еще в доисторические времена. Один предстает и в «Песни о Риге», и в «Прорицании Вёльвы», и в повествовании Снорри об Инглингах как культурный герой: творец, носитель высшей мудрости, создатель всех видов мастерства; именно он научил людей всему, что они знают и умеют. Одновременно он и великий правитель, давший людям законы, погребальный обряд и многое другое, что вошло в их жизнь.

Один осуществлял власть над богами и миром, обладал редкой хитростью, магическим даром и даром пророчества; как великий колдун владел всеми тайнами и тайными силами, священными рунами, проявляя при этом и коварство. Именно он добыл священный напиток «мед поэзии». Несокрушимый воин, Один был хозяином Вальхаллы, носителем победы («родителем ратей»), покровителем воинов; он определял исход сражений. И вообще «считался надежной опорой»14. Загадки, которые он любил загадывать, испытывая людей, не мог бы разгадать никто, кроме него самого. В X в. придворные поэты воспевали Одина и за то, что он отбирал лучших воинов в Вальхалле для участия в последней битве богов и чудовищ, которая должна начаться, едва раздастся звук рога Гьяллархорна, и завершиться гибелью богов, но зарождением нового, светлого миропорядка. С культом Одина были связаны некоторые ритуалы, в частности жертвенные: пронзание копьем, повешение на дереве, сожжение (см. об этом ниже).

Супруга и советчица Одина — богиня Фригг обладала даром предвидения и была богиней брака, семьи, материнства. Позднее это и богиня любви Фрея (Фрейя, «госпожа», красивая», «возлюбленная»)15; как жена Одина она помогала людям в делах и имела даже некоторую власть над мертвыми16.

Если помощницами Одина служили валькирии, то передовой отряд его воинства составляли берсёрки — люди по виду и образу жизни, но обладавшие нечеловеческой силой, дикие и свирепые воины (см. выше). В мифологии Берсерк — внук восьмирукого Старкада, известного безудержной яростью, которая владела им во время боя, а также нечувствительностью к боли, благодаря чему он сражался без доспехов. Его 12 сыновей также называли берсерками и «воинами Одина». Собственно, изначальное значение слова «берсерк» — «медвежья рубаха», т. е. такого воина уподобляли медведю. Как уже говорилось выше, в связи с грабительскими походами скандинавов на Балтике, берсерки в сагах упоминаются довольно часто, но без всякого мифологического ореола и всегда только в отрицательном контексте: это плохие люди, безжалостные, наглые бандиты и хулиганы, притесняющие и грабящие мирных обывателей.

Сын Одина — бог добра и света, прекрасный телом и душой, светлокожий и украшенный золотыми кудрями бог Бальдр (или Beider) — идеал красоты в мире викингов. Ему был посвящен праздник летнего солнцестояния, когда в храмах зажигали огонь — символ этого бога. Жену Бальдра звали Наина. Этому богу был посвящен большой храм в районе Согн (Норвегия).

Не меньше Одина почитался его сын бог Тор, героический исполин и богатырь, громовержец, борец с великанами и олицетворением зла Мировым змеем, защитник людей от различных чудовищ17. Его имя скандинавы часто присоединяли к своему личному (см. часть 3)18. Матерью Тора была Земля, богиня Морд (Хлодюн, Фьергюн). Некоторые ученые считают, что Один был как бы богом аристократии, а Тор скорее богом бондов.

Стражем-хранителем богов и Мирового древа был Хе́ймдаль, одним из создателей людей — Хёнир. Богом мореплавания, морской стихии и морских богатств являлся скандинавский Нептун — Ньёрд, а стекающие в море потоки — это дочери великанов. Супругой Ньёрда была также дочь великана и охотница Скади. Их дети — влиятельная пара: Фрейр и Фрейя. Фрей (Фрейр или Ингви-Фрейр (Freyr), «господин»), — бог веселья, оплодотворения земли; ему был посвящен праздник зимнего солнцестояния, когда полагалось принести в жертву лучшего кабана. Вообще Фрей и его сестра Фрейя (см. выше) — боги плодородия, им часто приносились жертвы. Скади и жена Фрейра Герд тоже были из рода великанов. У скандинавов был свой Марс — бог Тюр, покровитель военных собраний, поединков и лыжников бог Улль. Среди женских божеств обращает на себя внимание судьбоносная «Жена Хельги».

Бог скальдической поэзии и песнопения Браги19 был мудрым и красноречивым белобородым старцем, он носил с собой златострунную арфу. Богиней истории, сведущей в судьбах народов и рассказывающей о них Одину, считали Сагу.

Этим и другим богам-покровителям противопоставлен могущественный Локи — прекрасный внешне, но воплощение коварства. Двуличный и изворотливый, мастер чародейства, связанный со стихией огня, он некогда помогал и асам, и ванам, хитростью добывал богатства. В свое время он помогал Одину создавать людей из дерева20. Приняв облик кобылы, Локи уродил коня Одина — Слейпнира. Именно он, вместе с одной великаншей, породил хтонических чудовищ, угрожающих богам уничтожением, в том числе жуткого волка Фенрира, который по звуку рога Гьяллахорн вырвется на свободу, чтобы добиваться гибели богов, но сам падет от руки сына Одина — бога Видура. Сын Локи — Мировой змей, дочь — богиня подземного загробного мира Хель.

Были и другие, менее значительные, в том числе, вероятно, «областные» боги и волшебники. В их числе популярный герой саг и скальдических стихов волшебник Вёлунд — сказочный хромой кузнец и ювелир (скандинавский Гефест!). Его представляли как сына конунга колдунов-финнов. «Песнь о Вёлунде» — одна из древнейших в «Старшей Эдде»; о Вёлунде повествуется и в памятниках англосаксонской поэзии.

Пантеон скандинавских богов21 с очевидностью показывает роль войны, воинства и военного искусства у скандинавов в эпоху викингов. Не случайно, судя по записям миссионеров, некоторым скальдическим стихам и различным изображениям, бог Тор почитался в то время подчас даже больше Одина, в капищах его нередко помещали в центре пьедестала для идолов, между Одином и Фреем. Из мифологии видно и то, как возросла роль аграрных занятий, связанных с землей, а также важность кузнечного ремесла.

Разнообразную роль в скандинавских представлениях того времени играли великаны, драконы, карлики и тролли. Йотуны — великаны пребывали преимущественно на востоке. С драконами приходилось постоянно сталкиваться там же, например, Ингвару Путешественнику (см. сагу о нем). Карлики-цверги (или цвирги) были безобразными с виду подземными существами и обитателями скал, очень искусными мастерами — кузнецами и ювелирами, как и хранителями сокровищ. В сагах они нередко затаскивают людей в горы, откуда те уже не могут выбраться. Мудрейшим из карликов был Квасир, это из его крови, смешанной с медом, и был, согласно «Младшей Эдде», некогда создан мед поэзии22. А мудрый карлик Мимир являлся хранителем подземного источника мудрости, которым пользовался Один. Тролли — это злые и страшные духи, внешне похожие одновременно на человека, птицу и зверя; они насылают непогоду и вообще всячески вредят людям.

Очень интересны атрибуты богов, в том числе металлические, изготовленные карликами, например копье Одина — Гутнир; его священные черные птицы — вороны-стервятники Мунин и Хутин (вестники войны и «пожиратели трупов»)23, а также волки Гери и Фреки; его золотое кольцо или браслет («обручье») Драупнир, вещие руны, волшебный мед, дающий силы, наконец, восьминогий конь Слейпнир. Судя по «Саге о Вёлсунгах» (гл. XXI), Один владел также особым «сонным шипом», укол которого усыплял человека, делая его беспомощным. Широко известны в мире викингов железные рукавицы и молот Тора — Мьёльнир, золотые волосы его жены богини Сив, ожерелье Фреи — символ плодородия, корабль Фрея и др. А супруга Браги — И́дун обладала золотыми молодильными яблоками; как только боги начнут стареть, они отведают этих яблок, тотчас же помолодеют и останутся такими до самого конца света24. Очевидно, что в большинстве случаев атрибуты богов — волшебные варианты предметов или свойств, обычных для скандинавов и ценимых ими.

Мифологические сюжеты часто переплетаются с эпосом, с историческими преданиями, некоторые боги выступают как герои, мудрые умельцы и храбрецы25. Здесь примечательна прежде всего уже знакомая нам по более древней, чем саги, «Песнь о Риге», с ее сакрализацией и мифологизацией королей, происхождение которых возводится к языческим богам и которых наделяют необыкновенными свойствами и особыми отношениями с другими мирами и судьбой. Было принято считать, что норвежские и шведские конунги вели свое происхождение от бога Ингви-Фрейра. Божественным считалось также происхождение датских Скьёльдунгов. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» и в прологе «Саги об Инглингах», видимо, исходя из известной традиции, отмечает, что трёнды, жители норвежской области Трёндхейм, происходят от потомка Одина.

Через тексты саг проходит подражание как мудрости, героизму, умениям и изворотливости богов, так и их атрибутике. Например, в них неоднократно подчеркивается ценность «золотых» волос девушки, особое, высокое положение скальдов. Говорится о получении в дар или иным путем волшебных, заговоренных предметов — меча, копья, плаща, делающего своего владельца невидимым, и др. В «Саге о Ньяле»26, в мифологической «Саге о Хервёр» говорится о сверкающем в лучах солнца чудодейственном мече Тюрфинг, наносившим раны, после которых не могли выжить ни звери, ни люди27. Об этом мече говорится и в других сагах. В «Саге о Стурлауге Трудолюбивом Эйстейнссоне» герой получает в дар волшебную алебарду, которая «все перерубает» и может стать маленькой, как булавка28.

Очевидно, что магия и пророчества занимали в мире викингов значительное место. В «Саге о людях из Лососьей Долины» рассказывается, что у могучего и умелого Торгильса был синий плащ, обычно висевший на стене его палатки во время тинга. Однажды люди услышали, как «плащ сказал следующее:

«Он висит и сохнет Замысел коварный, —
На стене. Он знает Не один, а два их.

Всем это показалось большим чудом».

Но на следующий день владелец плаща был предательски убит29. В той же саге появление ворона — священной птицы Одина толкуется как благоприятное предзнаменование для воина. Персонаж саги может находиться одновременно в нескольких местах, люди меняются обличьями, действуют оборотни (люди-волки) и колдуны, перед героями предстают полные глубокого смысла видения. Ниже мы еще столкнемся с предметами, ритуалами и мотивами поведения, ориентированными в сагах на иной мир, на непосредственную связь с богами и мертвецами, на страх перед чудовищами и странными знаками, навеянными мифами, с мистическим толкованием природных явлений, снов и т. п.

Примечания

1. Ср.: согласно Священному Писанию, Древо жизни плодоносит 12 раз в году («дает на каждый месяц плод свой»), а листья его целебны, они предназначены для исцеления народов (Откр. 22:2).

2. Беовульф. Гл. 3. С. 35.

3. КИ. С. 598.

4. Об Асгарде и его правителе Одине см.: Сага об Инглингах. Гл. 11 и др. // КЗ. С. 11, 12, 14, 16, 108.

5. В «Речи Гримнира» (Grimnismal, «Старшая Эдда») перечислено 12 чертогов богов в Асгарде. Вальхалла Одина — один из них.

6. Тормод Берсасон — известный скальд (998—1030), главный персонаж одной из саг «героической эпохи» викингов — «Саги о Названых Братьях», записанной в начале XIII в.

7. Валькирии — др.-исл. valkyrior, англ.-сакс. welcyrge.

8. См. в «Старшей Эдде» песни «Речи Регина» (Reginsmál) и «Речи Фафнира» (Fafnirsmål). Изображения дракона — стража сокровищ и вообще устрашающего существа отражают широко распространенное в языческой среде германцев поверье об этом чудовище. Не случайно викинги украшали свои корабли головами и хвостами драконов (см. часть 2).

9. Здесь невольно вспоминаются дерево, белка, орел и волк из зачина древнерусского «Слова о полку Игореве» и Змей Горыныч русских народных сказок.

10. См. особ.: Heusler, 1908.

11. Ср.: ИСИЭ. С. 309 и прим. на с. 812.

12. КИ. С. 630 и сл.

13. Один — др.-исл. Odhinn; др.-нем. Wodan, Wotan; англ.-сакс. Woden. Отсюда сканд. onsdag, англ. Wednesday — среда.

14. Об умениях и знаниях Одина см. особ.: КЗ. С. 11, 14—15.

15. СОДВ. С. 182, прим. 89. Фригг или Фригга, др.-исл. Frigg, др.-герм. Frija, англ.-сакс. Frig. «День Фреи» — англ. Friday, нем. Freitag, швед. Fredag (ср. лат. «День Венеры, dies Venerias) — пятница.

16. См., например: КЗ. С. 12.

17. О боге Торе см. также: СОДВ. С. 181—182, прим. 87.

18. Имя Тора вошло в наименование четверга: швед. Torsdag, англ. Thursday, нем. Donnerstag.

19. Предполагается, что, возможно, бог скальдического искусства Браги — обожествленный скальд Браги Старый (КИ. С. 631, прим.).

20. КИ. С. 578, прим.

21. Легендам о богах посвящены первые главы «Саги об Инглингах», затем плавно переходящей к историческим персонажам.

22. При всем почтении северных германцев к поэзии и поэтам у них сохранился один древний миф, весьма своеобразно толкующий историю поэтического дара богов. Там говорится, что после того, как Один в облике орла похитил «мед поэзии», ему пришлось спасаться от погони. И чтобы облегчить свой полет, он отрыгнул часть меда в чашу. Из этой чаши пили настоящие поэты-скальды. Но часть меда ушла через задний проход бога и досталась рифмоплетам в виде «кала орла».

23. ИСИЭ. С. 74.

24. Младшая Эдда. С. 46.

25. Это видно также по древнедатским героическим сказаниям, которые содержатся, в частности, в сочинении Саксона Грамматика «Деяния данов», которое опиралось и на саги (Saxonis Grammatici Gesta Danorum. Hrsg. von A. Holder. Strassburg, 1986); сочинение создано в первые годы XIII в. Об этих двух воронах Одина говорили также, что они, летая повсюду, докладывали верховному богу о земных делах.

26. ИС I. С. 491 и сл. См. также в других сагах.

27. IMS. P. 23, 28.

28. СОДВ. С. 146—147.

29. ИС I. С. 413.

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.