Предисловие к немецкому изданию
При посещении в Осло Музея мореплавания, знаменитого своими уникальными экспонатами, неповторимое чувство у меня вызвал «Фрам» — экспедиционное судно Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена. Это судно — шедевр, созданный и поныне чтимым конструктором и судостроителем Колином Арчером, заслуги которого подобающим образом оценены в этой книге. Захватывающие дух приключения, пережитые судном и его экипажем во время их беспримерных плаваний, пробудили мой интерес к истории «Фрама».
Как возникло судно — от первых замыслов и конструктивных набросков до спуска со стапеля? Какие люди принимали участие в экспедициях вместе с прославленными Нансеном и Амундсеном? Что происходило в этих и других полярных экспедициях конца XIX в. — не только в каждодневной жизни на судне, но и на подступах к полюсам Земли? И вот главный вопрос, который не давал мне покоя: в чем же состоят особые, просто исключительные свойства «Фрама», позволившие ему целым и невредимым вернуться из экстремальных плаваний?
В лице Тура Борха Саннеса я нашел специалиста, который ответил мне на все эти вопросы в своей замечательной книге о «Фраме» и которому я выражаю свою сердечную благодарность, а вместе с ним — и Урсуле Гунслиус, которая, не жалея сил и с полным проникновением в замысел автора, осуществила перевод этой книги с норвежского на немецкий.
Вольфганг Фридерихсен
Я надеюсь, что эта книга о «Фраме» информативно и вместе с тем увлекательно, в словах и образах, познакомит читателя с обстановкой, людьми и событиями этого важнейшего периода полярных исследований.