На рубеже столетий
|
...вообще скандинавы — интереснее и серьезнее всех в наши дни.
М. Горький (1910)
|
Рубеж столетий — не очень точное и достаточно «узкое» обозначение времени весьма интенсивного подъема литературы, составившей целую эпоху в общественной жизни и культуре Скандинавии. К самому «рубежу» были созданы уже основные произведения Ибсена и Стриндберга, блестящей плеяды романистов, обозначились новые тенденции в литературе. С 70-х гг. литература Скандинавских стран вступает в новый этап своего развития. Нередко зарождение современной литературы региона связывают с 1871 годом, «когда Георг Брандес начал читать свои лекции в Копенгагенском университете»1. Однако, несомненно, гораздо большее значение имел общий подъем в политической жизни, науке и литературе. Важнейшие современные события — Парижская Коммуна, развертывание рабочего движения и процесс капитализации каждой из северных стран усиливали политические противоречия, выдвигали перед общественностью и деятелями культуры новые задачи.
70—80-е гг. — пора расцвета реализма в скандинавских литературах. Датские «семидесятники» провозглашали своим принципом свободомыслие. «Литература прорыва» во многом была выражением реакции на официальную идеологию, на состояние застоя и даже на искусство романтизма, который — конечно, неоправданно — представлялся лишь воплощением консерватизма и общественной пассивности.
Георг Брандес и его соотечественники (среди них необходимо назвать писателей — Й.П. Якобсена, Х. Дракмана, С. Шандорфа, Э. Брандеса, К. Йеллерупа, Х. Банга, Х. Понтоппидана) не во всем были сходны в трактовке социальных и эстетических проблем; была различна и эволюция их мировоззрения и творчества. Но главное, что сближало их, заключалось в идее необходимости обновления всей духовной жизни, тесной связи искусства с современностью, отстаивания литературы действительности. Естественно, эти принципы были характерны для писателей Норвегии и Швеции, углублялись ими, получали у них свое последующее решение.
На первое место в эту пору выдвигается норвежская литература, давшая превосходные образцы реализма не только в драматургии, но и в повествовательных жанрах. Их отличает высокая идейность, «завербованность» жизнью, передовыми идеалами эпохи. По словам Ф. Энгельса, «современные русские и норвежские писатели, которые пишут превосходные романы, все тенденциозны»2.
Большим событием в общественной и политической жизни Скандинавских стран явилось развертывание социал-демократического движения и создание к концу 80-х гг. социал-демократических партий. Это свидетельствовало об определенных успехах рабочего движения, хотя в условиях парламентарно-монархического строя даже в пролетарской среде сильно было влияние мелкобуржуазной идеологии, а в социал-демократических партиях — реформизма и оппортунизма.
С конца 90-х гг., на новом историческом этапе, с утверждением и в Скандинавских странах империализма, литература этих стран также вступает в новую полосу своего развития. Обострение политической борьбы, связанной с экономическим кризисом, усиление рабочего движения и влияние идей марксизма (издание «Манифеста Коммунистической партии» и других произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, создание марксистских групп) способствовали росту общественного сознания, разоблачению политики реформизма и оппортунизма. Именно в этих условиях оказывается возможным формирование литературы нового типа, искусства с социалистической тенденцией, которое, по словам Энгельса, «...целиком выполняет... свое назначение, когда, правдиво изображая действительные отношения, разрывает господствующие условные иллюзии о природе этих отношений, расшатывает оптимизм буржуазного мира, вселяет сомнения по поводу неизменности основ существующего...»3.
Крупнейшие писатели этих лет (среди них — Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Брандес, Понтоппидан) увидели в пролетариате огромную силу, творца истории, хотя и по-разному высказывали свою солидарность с ним. Они по-новому решали концепцию человека — борца и созидателя. Основоположником литературы социалистического направления в Дании явился Мартин Андерсен-Нексе.
Немалое значение для развития передовой литературы в Скандинавии имел и опыт писателей других стран, особенно русских — Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, М. Горького. Горький, в частности, и сам очень ценил литературу Скандинавских стран, находился в дружеской переписке с виднейшими ее представителями.
Вместе с тем литературная обстановка на рубеже веков становится особенно сложной, а борьба направлений — острой. С одной стороны, широко распространяются философские принципы левых гегельянцев, Фейербаха, культ эллинской классики и ренессансно-просветительского гуманизма, с другой — идеи Шопенгауэра и Ницше, возрождается интерес к философско-религиозной этике. Более разветвленными становятся связи скандинавского декаданса с аналогичными явлениями в европейском искусстве. Противники классического реализма, принадлежавшие к различным школам и течениям, пропагандировали теорию искусства для искусства, романтику чувства, отказывались от широких обобщений, были ограничены рамками областнической, «почвенной» темы и, конечно, патриархальной ограниченности. Многие из литераторов, напуганные наступлением монополистического капитала и связанного с ним технического развития, урбанизации, лишь внешне сохраняли в своем творчестве черты оппозиционности. Довольно широко распространяются позитивистские и интуитивистские учения. Естественно, ни одно из этих течений, ни «новый реализм» (в котором сильны были проявления натурализма), ни неоромантизм (в его субъективистском варианте) не смогли поставить общенациональные задачи, широко выразить современные общественные интересы. Успешную борьбу с подобного рода явлениями и вели деятели прогрессивной культуры, в первую очередь представители норвежского реализма.
Примечания
1. См., например: Кристенсен С. Мёллер. Датская литература 1918—1952 годов. М., 1963, с. 24.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т, 36, с, 333.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т, 36, с. 333.