Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

на правах рекламы

Шнур базальтовый шбт - купить базальтовыи шнур mikizol.ru.

авиабилеты на рейсы Utair

Реалистический роман и драма. Я. Сёдерберг. Я. Бергман. Формирование пролетарской литературы

Реакция на абстрактную поэзию шведского Ренессанса усиливается с начала нового столетия. На смену «праздничным ритмам» пришла «проза жизни», как утверждали некоторые историки литературы. В шведской литературе расширяется внимание к животрепещущим социальным проблемам, с новой силой поднимается волна реализма. В борьбе против политической реакции и идей декаданса объединяются усилия писателей разных поколений и политический убеждений — от Стриндберга до Мартина Коха и Дана Андерссона — провозвестников пролетарской литературы, создателей «романа о коллективе».

В художественной прозе многих писателей усилились черты, свойственные новой реалистической литературе, — интерес к личности и окружающей ее среде, осмысление проблем жизни и смерти, «гамсуновская» тема неразделенной любви (Я. Седерберг, Я. Бергман, Б. Бергман и др.). Философско-этические проблемы волнуют и первых пролетарских писателей (М. Кох, Д. Андерссон) и классика национальной литературы Сельму Лагерлёф.

«Урбанист» Ялмар Седерберг (1869—1941) — бытописатель Стокгольма — противостоял литературе «провинциальной» (О. Левертин, П. Хальстрем и др.). В автобиографическом романе «Юность Мартина Бирка» (1901), продолжившем тенденции психологической прозы, наметившиеся в его первых новеллах 90-х гг., писатель поднял «бальзаковскую» тему утраченных иллюзий, смело, по примеру Стриндберга, ввел в повествование документы. Ссылки на реальные факты станут своеобразной рамкой, обозначением хронологических событий, важных для уяснения колорита эпохи и характеров героев.

В романе «Доктор Глас» (1905), написанном под воздействием «Преступления и наказания» Достоевского, Седерберг проникает в глубины мыслей и чувств своих героев. Роман-дневник становится «поверенным» Гласа, доктора медицины, внимательного наблюдателя и активного участника развертывающихся событий. Объектом его внимания и забот явилась Хельга, молодая жена пожилого пастора Грегориуса, несчастная в этом браке. Путем логических размышлений доктор («читавший про Раскольникова») приходит к выводу о необходимости убрать с ее дороги Грегориуса, открыв ей тем самым путь к счастью. Исполнителем возмездия он избирает себя. Тонко и всесторонне писатель мотивирует ход «потаенной» мысли и поступки своего героя: он любит Хельгу, считает своим долгом восстановить справедливость, принимает решение и осуществляет его, затем долго и мучительно обдумывает свой поступок, страстно хочет освободиться от сковывающих его условностей, сбросить маску.

Драма «Гертруда» (1906) и роман «Серьезная игра» (1912) продолжают скрупулезный анализ страстей и характеров, ложных и действительных чувств и поступков героев. Истории певицы Гертруды и журналиста Арвид а различны: в первом случае на авансцене — драма страсти и одиночества, во втором — беспредельное стремление человека к счастью, настойчивое желание найти свое место в жизни. На пути героев (Арвида и Лидии) возникает немало препятствий, разочарований. По мысли писателя, такова жизнь, сотканная из противоречий. В романе шире, чем в пьесе, дан социально-исторический фон (в действие «вторгаются» крупные события, волновавшие европейскую общественность, — дело Дрейфуса, война России с Японией, отношения Швеции и Норвегии, перелет Блерио через Ла-Манш и др.), с которым органично соотносятся события личной жизни персонажей. Современники по-разному восприняли объединение в романе публицистического и лирического начал — одни усматривали в этом «нарушение» художественного канона, другие, наоборот, сетовали на недостаточную четкость социального и биографического планов повествования, якобы отягощенных различного рода «эпизодами». А между тем многочисленные отступления, картины, «музыкальные» аккомпанементы воссоздают яркую панораму событий, своеобразие нравов. Пожалуй, сильнее, чем в предыдущих произведениях, Седерберг ставит здесь философские проблемы бытия: жизнь — это не цепь удовольствий, но «серьезная игра», в которой каждый участник событий по-своему исполняет роль. Есть что-то общее в творческой манере Седерберга с современными ему романистами (например, с Якобсеном, Гамсуном или Бангом) — мастерами импрессионистического рисунка, превосходно владеющими техникой подтекста, ландшафтной живописи, психологического анализа. Его художественный опыт будет иметь немалое значение для шведской литературы XX в.

Позднее творчество Седерберга — главным образом публицистическое — относится уже к копенгагенскому периоду его жизни (после 1917 г.). Объектом его внимания и критики, как и прежде, были различные стороны буржуазной действительности. В «символах веры» собственнического общества у Седерберга сквозь сложную канву психологического повествования проступает «ибсеновское» или «стриндберговское» ниспровержение казавшихся незыблемыми морально-религиозных устоев.

В ранних романах и пьесах Ялмара Бергмана (1883—1931) — «Завещание его милости» (1910), «Бергслагенские комедии» (1915) и др. — намечена большая тема, которая займет центральное место в его «семейных хрониках» так называемого бергслагенского цикла, сатирически высмеивающих шведскую буржуазию, ее нравы. Правда, в творческом методе Бергмана реалистическому проникновению в современную действительность противостояли мрачные трагические мотивы, иногда навеянные мистическими настроениями (драма «Мария, мать Иисуса»), эстетикой символизма («Удивительная улыбка»), легендами («Суливро») и т. д. Расцвет творчества Бергмана падает уже на следующий период исторического развития.

Возникновение пролетарской литературы в Швеции было связано как с развертыванием в стране рабочего движения, так и с демократической традицией национальной литературы. Первые писатели, обращавшиеся к рабочей теме, сами большей частью были людьми физического труда. Среди них обычно называют К. Габриельссона, К.Г. Оссиан-Нильссона, Х. Менандера (переводчика «Интернационала» на шведский язык, 1902) и др. Мировоззрение многих авторов нередко было противоречивым. Наиболее крупные из них — Густав Хеденвинд-Эрикссон (1880—1967), Мартин Кох (1882—1940) и Дан Андерссон (1882—1920).

Сами пролетарии, испытавшие нелегкий труд (кочегара, шахтера, лесоруба), они чаще рассказывали о хорошо им знакомых условиях жизни и труда, о превращении крестьянина в рабочего — «Из сваленного леса» (1910) Хеденвинда; о росте пролетарского сознания (первые «романы о коллективе» — «Рабочие», «История о ненависти» (1912), «Лесная долина» (1913) М. Коха; о рабочей солидарности и активной борьбе против буржуазных порядков — роман «Тиммердален» (1913) Коха, испытавшего влияние Джека Лондона и Эптона Синклера, а также книги Андерссона — «История об углежогах» (1914), «Песни об углежогах» (1915), сборники стихов. Все эти произведения объединены реалистическим видением и изображением действительности. В них возникают и широкие художественные обобщения, типичные образы лесорубов и шахтеров, носителей новой морали, противостоящих миру собственников-стяжателей. Андерссон не проходит мимо суеверий, живущих в среде рабочих, показывает их невежество и грубость, порой жестокость. Объясняя это условиями жизни, писатель нередко слишком задерживается на деталях, выписывает их натуралистически точно, иногда даже отдает дань религиозно-этическим идеям, носителями которых являются его герои, лесорубы и шахтеры, обитатели далеких окраин.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.