Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

на правах рекламы

компания ооо подшипникру

Становление пролетарской литературы Ю. Фалкбергет. Р. Нильсен

Реалистическую картину жизни рисуют писатели, обращающиеся к показу города и тех новых людей, которые составляют основную производительную силу общества, — рабочих.

Юхану Фалкбергету (1879—1967) чужд натурализм, столь распространенный в произведениях ранней пролетарской литературы. Он продолжает традиции норвежского классического романа. Стиль Фалкбергета, величавый и спокойный, обозначился уже в раннем творчестве. В 1917 г. появляется его роман «Жертвы огня». В контрастную картину спокойной патриархальной сельской жизни и жестокого города-спрута писатель вносит теперь существенные поправки. «Сыны и дочери матери-Норвегии» — трудовой люд деревни и города — в одинаковой степени «жертвы огня», зажженного «перед алтарем бога Капитала». Этому капиталу, пожирающему все живое, автор противопоставляет Человека, время и его неиссякаемые возможности. Герои «Жертвы огня» — батрачка Илдри и ее сын Йун. Это образы трагические. Мечтая о свободе, они пока еще скованы обстоятельствами. Но если мать, умудренная жизненным опытом, способна сбросить с себя ярмо веры, то Йун опустошен своим безоглядным нигилизмом. В конце романа Фалкбергет говорит о духовном тупике своего героя, вынужденного «зарю нового дня» искать лишь на «пути к богу».

Активная публицистическая и общественная деятельность Фалкбергета подготовила его к осмыслению больших национальных проблем. Обращение к истории отнюдь не означало для Фалкбергета бегства от современности, поскольку историческое прошлое для него — «арсенал народа» и «фундамент дома, в котором мы должны жить». Роман «Четвертая ночная смена» (1923) и сюжетно связанная с ним трехтомная эпопея «Кристиан VI» (1927—1936) обращены к событиям начала XVIII в. Писатель внимательно изучал исторические документы периода Северной войны, материалы о зарождении горнорудной промышленности на своей родине. Для него история — это отнюдь не жизнь королей, а каждодневный труд людей. Поэтому и название романа воспринимается вызывающе: речь идет о шахте, лишь названной по имени короля.

Высокие этические принципы могут, по мысли писателя, объединить усилия людей разных сословий. Но образ главного героя инженера Доппа явно утопический: лишь он, романтик, оказывается способным понять нужды рабочих. Фалкбергет рисует тяжелые условия труда шахтеров, нужду и голод. Особенно сильны страницы романа, осуждающие войну. Недаром шахта, куда приходят бывшие солдаты армии Карла XII, служит символом мира, созидательного труда.

Антифашистский характер будет носить историческая тетралогия из жизни рудокопов «Ночной хлеб» (1940—1959). Создававшаяся в годы гитлеровской оккупации Норвегии и завершенная по окончании войны, эпопея Фалкбергета, возвращающая к событиям XVII в., уже по-новому ответила на вопрос о роли коллектива: только борющийся народ способен противостоять социальному злу. Символом норвежского народа и национального Сопротивления предстает здесь героиня романа Анн-Магрит, возчица руды.

Формирование социалистического направления было особенно заметно в поэзии. Рудольф Нильсен (1901—1929) по праву считается одним из наиболее талантливых представителей норвежской революционной лирики. Юный гимназист был увлечен социалистической революцией в России, верил, что волна революции всколыхнет не только Норвегию, но и всю Европу. Литературную деятельность Р. Нильсен начал еще в студенческую пору. Будучи сотрудником коммунистической прессы, он пишет по вопросам культуры и политики, много читает, знакомится с произведениями Ленина. Как член Коммунистического союза молодежи Норвегии он ведет активную организационную и массовую работу, распространяет нелегальную литературу.

В 1925 г. выходит первый сборник стихов Нильсена «На каменистой почве». Поэт вводит в лирику — социально-философскую и публицистическую — героев-пролетариев, обитателей лачуг.

В стихах сборника возникают и темы родной природы, звучит мотив любимой родины. Образ белой березки на дымной городской окраине — напоминание о свежести лесов, о теплых лучах солнца и, конечно, о свободе. Это картины восточной окраины Осло, кварталы бедноты, где Нильсен провел годы детства и юности. Поэт с грустью пишет о бедах своих героев и радуется представившейся возможности сказать о том, что дает веру в лучшее будущее. Он любит северную природу, несмотря на ее суровость, ощущает дыхание весны («Березы у нового моста», «Отечество»), Оптимизм ему внушают рабочие, обретшие защиту и меч в учении Ленина («Посвящение в рыцари»). Но пытаясь нарисовать картину развития человечества («Песнь о земле») или осмыслить назначение человека («Пепельница»), поэт приходит к пессимистическому выводу о бренности существующего. В «Голосе революции», в стихах о международной солидарности Нильсен говорит о великих идеях современности.

В 1926 г. Нильсену удалось приехать в Советский Союз. Путешествие в страну строящегося социализма имело для него огромное значение, помогло освободиться от мрачных настроений, укрепиться в вере в будущее. В том же году, после возвращения Нильсена из поездки в СССР, вышел сборник его стихов «До свидания». В книге противопоставляются различные общественные системы. Первая ее часть — «Дом тринадцать», повествует о людях старого мира, живущих в доме под «несчастливым» номером:

Взгляни на Запад и Восток — к там есть города;
тринадцатый найдется дом в тех городах всегда,
и в нем ютятся бедняки, и их гнетет судьба.
      (Пер. С. Кирсанова)

Вторая часть — «Страна утра», проникновенно, с большим чувством рассказывает о Москве, о мощной «демонстрации, идущей мимо Мавзолея Ленина», о Красном знамени над Кремлем. Мысль об интернациональной солидарности трудящихся позволяет поэту связать воедино внешне контрастные картины. Трудящиеся из старого мира с надеждой смотрят на страну Ленина, Советская страна протягивает им руку помощи. Многие обитатели дома № 13, образ которого вырастает в символ, прежде всего молодежь, начинают мечтать о «лучшей доле», их «сердца кипят гневом», а взор видит «путь в страну, где нет № 13». Москва для поэта — «старый приятель». Нильсену всей душой хочется Проникнуть в суть новой жизни. Поэтому его взгляд останавливается не только на внешнем облике Москвы 20-х гг., с золотом ее колоколен, но ищет ростки нового в песне красноармейцев, на счастливых лицах пионеров, в творческом труде советских людей. Так, Москва из символа превращается в живой город, с улицами, полными света.

Весной 1929 г. Нильсен предпринял поездку в Европу, побывав во Франции и Испании. Путешествие это оказалось для него роковым: тяжелая болезнь (туберкулез), отсутствие средств для лечения, наконец полуголодное существование быстро привели к развязке. В Париже в возрасте 28 лет поэт скончался. Третий, последний сборник стихов Нильсена «Будни» (1929) вышел уже посмертно.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.