Проблема позднего романтизма
Центральной фигурой в литературе датского позднего романтизма, несомненно, стал Ханс Кристиан Андерсен, сказки которого прославили его имя во всем мире. Смелая мечта в андерсеновских сказках опережает время, пытливая мысль проникает в тайны природы, невозможное становится возможным.
Общественная жизнь Европы привлекала пристальное внимание Андерсена, хотя и вызывала у него противоречивое отношение. Сложными рисовались ему и пути обновления действительности, Сочувственно относясь к освободительному движению, он вместе с тем еще придерживался просветительского взгляда относительно возможностей «доброго» монарха. Веря в научный и технический прогресс (особенно под влиянием Х.Кр. Эрстеда), Андерсен не всегда видел (да и не мог видеть в условиях Дании, только еще вступавшей на путь капиталистического развития) противоречия буржуазного строя, нередко ограничивался этической критикой отдельных его сторон. Картины же социальной утопии носили у него иногда мистический оттенок.
Критицизм Андерсена достаточно ясно сказался в конце 20-х — начале 30-х гг. — в водевилях, испытавших влияние драматургии Хейберга. В своем первом романе «Импровизатор», вызвавшем сочувственный отклик В.Г. Белинского, писатель говорил о назначении человека, о роли искусства в общественной жизни.
В целом стилистика Андерсена в крупных жанрах будет различной: в романах — «О. Т.», «Только скрипач», «Две баронессы», «Быть или не быть?» — она носит подчеркнуто бытовой характер, в пьесах, выдержанных главным образом в форме музыкальной комедии, обобщение максимально приближено к сказке.
Герои его романов — от мучимого бедностью Отто Тострупа, сына прачки, оклеветанной и умершей в оденсейской тюрьме, до Нильса Брюде, тщетно пытающегося разрешить для себя гамлетовский вопрос, — искатели нового. Своим последним романом Андерсен вплотную подходит к реалистическому роману следующей эпохи — отказом от романтической, но слепой веры в божественный промысел и утверждением личности в сфере науки (недаром для Нильса Брюде путеводными стали имена Фауста и Эрстеда) он непосредственно предвосхищает концепцию романа Якобсена «Нильс Люне».
Успех романтической драмы «Мулат», противопоставившей гуманизм и справедливость «цветных» людей предприимчивым белым колонизаторам, воодушевил Андерсена. Лучшими его пьесами в жанре сказочной комедии стали «Дороже жемчуга и злата», «Оле Лукойе» и «Бузинная матушка». В них, как и в прозаических сказках, фантастика становится формой бытия. Личность автора часто проступает в словах хора, однако Андерсен избегает прямого комментария, доверяя прозорливости воспринимающего его пьесы. Театр Андерсена оказал немалое влияние на национальную драматургию и в XX в. (модификация андерсеновского героя в пьесе К.Э. Сойя «Шас», пьесы К. Абелля, обратившегося в 1955 г. к образу самого сказочника в драме «Андерсен, или Сказка его жизни»).
Сказки составили основную часть литературного наследия Андерсена, создали ему мировую славу. Сказочником и романтиком он оставался на протяжении всей своей жизни. Естественно, что эволюция, свойственная развитию творческого метода писателя, сказалась и на его сказочном творчестве.
Романтические литературные сказки 30—40-х гг., построенные по преимуществу на фольклорных сюжетах и мотивах, автор предназначал для детей. Позже сказки-новеллы, основанные уже большей частью на бытовом материале и носившие отчасти реалистический характер, были адресованы писателем и взрослым.
На позднем этапе своего творческого пути Андерсен становится современником «семидесятников», активным участником живого литературного процесса новой эпохи, всемерно способствовавшим поискам путей обновления жизни и искусства.