Море и корабли
Дальние океанские плавания стали возможными благодаря морским традициям, которые уходили своими корнями в глубокую старину. На почве этих традиций выросло кораблестроение высокого класса. Уинстон Черчилль писал: «В кораблях викингов была заключена их душа».
Показателен Гокстадский корабль, извлеченный из кургана эпохи викингов в Южной Норвегии. Острый рвущийся вверх форштевень, легкий элегантный корпус; длина корабля 23,33 м, наибольшая ширина 5,25 м, материал — дуб. Высота от нижней грани киля до борта в средней части судна 1,95 м. Осадка 85 см — корабль мог проходить и по мелководью. Он был оснащен веслами и прямым парусом.
Мореходные качества Гокстадского корабля стали очевидными, когда норвежец Магнюс Андерсен в 1893 г. пересек Атлантику на «Викинге», сделанном по подобию этого корабля. Судно развивало неожиданно хороший ход и отлично держалось на большой волне. «Викинг» делал в среднем пять-шесть узлов, а иногда и больше. Магнюс Андерсен писал о своем походе:
«Мы шли замечательно. Северное сияние озаряло океан волшебным бледным светом; сквозь ночной сумрак чайкой скользил по гребням волн «Викинг». С восхищением смотрели мы, как изящно идет корабль, и с гордостью отмечали его ход, который порой достигал одиннадцати узлов».
Вот так же не раз ходили в океане гренландские норманны. Впрочем, бывало и другое: шторм бросал открытое судно, как игрушку, и волны захлестывали его, а иззябшие усталые моряки не успевали вычерпывать воду...
На первых порах знатные люди располагали большими кораблями. Это были построенные в Норвегии суда, на которых они пересекли море. Нам неизвестны точные данные, но, вероятно, это было что-нибудь вроде тех торговых судов, которые у норманнов назывались кнаррами. В основе их, очевидно, лежала та же конструкция, что и в основе Гокстадского корабля.
Во времена плаваний в Винланд норманны еще не знали компаса, он стал известен в Скандинавии только в XIII в. Норманны определялись по солнцу и звездам; где можно было, прибегали к так называемой широтной навигации, ориентировались по берегам. Впрочем, если берег был чужой, они предпочитали идти подальше от него.
Суда викингов выдерживали довольно сильные штормы, но не могли ложиться в дрейф — ветер подчас относил их далеко в сторону от курса. Так было с Бьярне, когда он попал к берегам Северной Америки.
Очевидно, гренландские норманны внимательно изучали течения; быть может, именно течения определили выбор маршрута в Северную Америку. На пути в Винланд течение почти все время было попутным. Сначала они шли с мощным током воды, который из Ледовитого океана устремляется вдоль берегов Восточной Гренландии на юг, огибает южную оконечность острова и сворачивает вдоль западного берега на север; потом Лабрадорское течение влекло их на юг в Винланд.
Важную роль в этих плаваниях играла и ледовая обстановка. Течения несут с собой много льда, и порой даже летом из-за льдов невозможно плавать у берегов Гренландии и особенно у Лабрадора. Если условия тогда были примерно такими же, как сейчас, то винландцы выходили в море довольно поздно, вероятно, в августе.
В рассказах о походах в Винланд особенно важны сведения о продолжительности плаваний. Единицей измерения служил дёгр; очевидно, подразумевались полные сутки, то есть 24 часаI. За среднюю скорость корабля викингов можно принять шесть узлов; в сутки получается примерно 150 морских миль (морская миля равна 1852 м). Эти цифры позволяют вычислить путь, который проходили винландцы.
Согласно сагам, переход до Винланда длился недолго. Но поскольку в них упоминается о винограде, многие были склонны считать сроки, указанные в сагах, недостоверными, так как нельзя было быстро дойти до страны дикого винограда. Финнюр Юнссон сделал заключение, что в саги вкралась описка; но ведь время указано в цифрах и короткие сроки приведены в обеих сагах, и в «Саге о Гренландии» и «Саге об Эйрике Рыжем».
Есть все основания полагать, что как раз данные о навигации в основном верны. Что-что, а факты, касающиеся судов и морских путей, народ мореплавателей, конечно же, старался возможно точнее излагать в своих преданиях.
Наверно, в гренландской колонии быстро образовался постоянный круг людей, связанных с мореходством. Кормчие, моряки, владельцы усадеб собирались вместе и делились опытом дальних плаваний. Со знанием дела говорили они о ветрах, течениях, льдах, о далеких водах и голубеющих берегах. Знания копились, принимали характер определенных указаний, складывалась традиция.
Рассказы о походах в новые земли составляли славную главу истории гренландской общины. Они передавались из поколения в поколение, их знали даже дети.
Прежде чем рассматривать отдельные походы в Винланд, коротко напомню, что говорят об этом «Сага о Гренландии» и «Сага об Эйрике Рыжем».
- "Сага о Гренландии"
1. Бьярне Херьулфссон отплывает из Исландии, направляясь в Гренландию, сбивается с курса и видит берега Северной Америки. Гл . 2.
2. Специальная экспедиция Лейва Эйрикссона открывает Хеллюланд, Маркланд и Винланд, где строит большой дом и проводит год. На обратном пути спасает команду другого корабля. Гл . 3—4.
3. Турвалд Эйрикссон идет в Винланд. Поселяется в домах Лейва. Сражается с туземцами, погибает. Экспедиция проводит в Винланде два года. Гл. 5.
4. Неудачное плавание Торстейна Эйрикссона. Гл. 6.
5. Турфинн Карлсэвне отправляется осваивать новые земли, берет с собой женщин и скот. Поселяется в домах Лейва. Торгует и сражается с туземцами. Проводит в Винланде два года. Гл . 7.
6. Плавание Фрёйдис, с участием мужчин и женщин. Поселяется в домах Лейва. Междуусобицы и убийства. Проводит в Винланде год. Гл. 8—9.
"Сага об Эйрике Рыжем"
1. Лейв Эйрикссон выходит из Норвегии в Гренландию, открывает в океане новую землю. В том же году прибывает в Гренландию. Спасает команду другого судна. Гл. 5.
2. Неудачное плавание Торстейна Эйрикссона. Гл. 5.
3. Турфинн Карлсэвне берет с собой женщин и скот и отправляется в Хеллюланд, Маркланд и Винланд. Обосновывается в Страумфьорде. Разведочный поход на юг (Хуп). Торгует и сражается с туземцами. Прово-водит в Винланде три года. Гл. 8—14.
Комментарии к русскому изданию
I. Døgr, дёгр — единица измерения времени во времена норманнских мореходов, продолжительность которого до сих пор неясна. Предполагается, что эта единица соответствует или длине суток, или длине дня, или более неопределенно — продолжительности рабочего времени плавания в течение каждых суток.