Глава 8. «Союз молодежи»
После «Бранда» и «Пер Гюнта» в жизни Ибсена начинается новая полоса. К Ибсену пришла популярность — широкая популярность во всех скандинавских странах, которой не могли помешать и выступления части критики против «Пер Гюнта».
Успех «Бранда» и «Пер Гюнта» приносит Ибсену избавление от постоянной нужды. Впервые за всю свою жизнь он не должен с тревогой думать о завтрашнем дне. В дальнейшем материальная обеспеченность Ибсена все возрастает. Пережив долгие годы бедствий и замалчивания, Ибсен ценит завоеванное им признание. Он с радостью и гордостью принимает даже такие внешние проявления этого признания, как ордена, которыми его начинают награждать властители разных стран.
Но не только во внешних условиях жизни Ибсена происходят существенные изменения. Он меняется и внутренне. Приближаясь к сорока годам, изведав множество разочарований и страданий, неудач и сомнений, добившись наконец успеха и признания, Ибсен становится замкнутым и молчаливым человеком, взвешивающим каждое слово. Между ним и всем остальным миром устанавливается определенная дистанция. Он становится тем самым Ибсеном, строгим и загадочным, облик которого стал всемирно известен с конца 70-х годов.
Жизнь Ибсена с этого времени бедна внешними событиями. По выражению норвежского литературоведа Г. Грана, биография Ибсена заканчивается1. Он меняет места своего пребывания, живет то в Германии, то в Италии, но образ его жизни везде остается одним и тем же. Вместе с тем он постоянно внимательнейшим образом следит за всем, что происходит в Норвегии. Выписывает и тщательно читает норвежские газеты, знакомится с некоторыми новыми книгами норвежских авторов.
Весной 1868 года Ибсен покидает Италию и переезжает в Дрезден. Здесь «в обществе, благоустроенном до тошноты», как отмечает сам Ибсен, он пишет свою следующую пьесу — «Союз молодежи» (1869).
«Союз молодежи» резко отличается от «Бранда» и «Пер Гюнта». Это первая ибсеновская пьеса о современной жизни, в которой образы и весь характер действия выдержаны в «средних», чисто человеческих масштабах, в рамках обыденности, без подчеркнутой символики и аллегоричности.
Подразумеваемым фоном для «Союза молодежи» служит тот облик современного общества, который был нарисован Ибсеном еще в «Бранде» и «Пер Гюнте». Без этих философско-символических драм «Союз молодежи» был бы немыслим. В нем общая оценка современной действительности сохранена, но дана на материале частном и ограниченном — на примере небольшого торгового города на юге Норвегии.
Непосредственная тема пьесы — политическая жизнь Норвегии. Сам Ибсен писал о «Союзе молодежи»: «Пьеса трактует борьбу и раздоры в современной общественной жизни». Действительно, характерные формы современной норвежской политической жизни стоят на переднем плане комедии и составляют основу для ее сюжетного построения. Борьба партий, однако, дана в «Союзе молодежи» в непосредственной связи со всей социальной, экономической и идейной жизнью страны.
Концентрируя основное внимание зрителя на политике, новая ибсеновская пьеса оказывалась весьма актуальной. Как раз конец 60-х годов знаменовался значительным оживлением общественно-политической борьбы в стране, усилением активности буржуазно-демократических сил.
На переднем плане комедии стоят персонажи, которые созданы Ибсеном с целью осмеять норвежский либерализм, — Стенсгор, Аслаксен, Бастиан Монсен. Основной удар в комедии направлен в первую очередь не против идеалов и иллюзий буржуазного либерализма как таковых, а против практики либерализма. Пустое фразерство, готовность перейти на сторону власть имущих, полная беспринципность — вот что характеризует героя пьесы Стенсгора, демагога, рвущегося к политической карьере.
В глазах современников Стенсгор был непосредственной сатирой на таких лидеров «Левой партии» (Венстре), как Йоганн Свердруп, Рихтер и Бьёрнсон. Сюжетная линия поведения Стенсгора ближе всего к Уле Рихтеру. Чтобы приобрести недвижимую собственность и тем самым получить право быть избранным в стортинг, Стенсгор готов жениться на ком угодно. А о Рихтере было известно, что он с корыстными целями ухаживает за богатыми женщинами, что он стал землевладельцем специально для того, чтобы получить право быть избранным в стортинг. Но сущность характера Стенсгора, его манера выражаться, стиль его политического красноречия — все это сближает Стенсгора скорее с Бьёрнсоном. Именно Бьёрнсон отличался несколько наивной самоуверенностью, именно он в своей ораторской фразеологии любил ссылаться на провидение и божественную волю.
Как и прежде, Ибсен разоблачает либералов отнюдь не потому, что симпатизирует консерваторам и открытым реакционерам, а потому прежде всего, что ему кажутся особо опасными и способными обмануть народ пышные фразы, в которых не содержится подлинного свободолюбия. Направляя свои основные удары по адресу Стенсгора, Ибсен не щадит и носителей консервативного начала, которые, кстати, тоже не прочь поговорить о своем «либерализме». Правый лагерь к концу пьесы, несмотря на свой триумф, также в значительной мере оказывается разоблаченным.
На политическом поприще Стенсгор принужден спасовать перед ведущим деятелем консервативной партии «торгового города на юге Норвегии», бессменным представителем этого города в стортинге Люннестадом. Но он является не антиподом Стенсгора, а скорее его удачливым старшим братом. Начать с того, что и Люннестад в свое время, для того чтобы добиться успеха, фигурировал в обличье либерала. Люннестад не обладает красноречием Стенсгора, но зато несравненно искуснее молодого адвоката в области интриг и политического коварства. Он использует все ошибки Стенсгора, его неуравновешенность и несдержанность, чтобы побуждать его к совершению одного необдуманного поступка за другим.
Ибсен не только разоблачает политического лидера консерваторов, но и раскрывает, притом как раз устами этого лидера, подлинный смысл самой консервативной партии как организации собственников, стремящихся обеспечить себе спокойное владение своей собственностью. Люннестад объясняет Стенсгору, убеждая его в возможности легкого и безболезненного перехода из партии «молодых» в партию консерваторов: «Взгляните на дело похладнокровнее. Что это значит, что здесь две партии? Это значит, что, с одной стороны, у нас имеется несколько отдельных лиц или семей, которые обладают известными общественными благами, то есть собственностью, независимостью, и принимают участие в управлении страной. К этой партии принадлежу я. С другой стороны, здесь много молодых сограждан, которым очень бы хотелось забрать эти общественные блага себе. Это ваша партия. Но из этой партии вам, само собой, самым естественным образом придется выйти, раз только вы получите возможность принимать участие в управлении и приобретете себе здесь солидное, прочное положение собственника...»
Сила и острота политической сатиры сплетаются в пьесе с точностью экономической характеристики современной норвежской действительности. Существенную роль в сюжетном развитии комедии играет изображение той волны спекуляции, которая характеризует 50-е и 60-е годы в Норвегии, когда страна стала быстрыми темпами приближаться к зрелым формам капиталистического развития. Именно эти годы были годами норвежского «грюндерства», прерванного затем сильным кризисом.
Образ Монсена, не брезгавшего никакими средствами в спекулятивной горячке, является весьма типическим для новейшей фазы экономического развития Норвегии того времени. Также показателен образ Эрика Братсберга, представителя старой аристократической семьи горнозаводчиков, соблазняющегося возможностью быстро разбогатеть и вступающего в компанию с Монсеном.
Вместе с тем, вопреки всей силе ибсеновского критицизма, общий итог пьесы скорее примирителен. Дело не только в том, что в финале добродетель торжествует, а Стенсгор изгнан. Чрезвычайно существенно, что в конце концов и сам Стенсгор оказывается не столь уж плох. Сам Ибсен неоднократно называл эту свою пьесу «мирной». В «Союзе молодежи» есть много от подлинной сатиры. Но в целом это комедия с сильной «примесью» водевиля.
Та основа, на которой строится все действие «Союза молодежи», — это плетущаяся тут же на сцене, перед глазами зрителя, интрига, цепь хитро задуманных и случайных событий, множество неожиданностей и недоразумений, внезапно возникающих и столь же внезапно разрешающихся. В комедии наличествует не один, а целый ряд «интриганов» — сам Стенсгор, Люннестад, Хейре. Немалое значение имеют здесь и «простаки» пьесы — особенно Аслаксен, который своей бестолковостью усугубляет сюжетную путаницу. А появление в финале трех пар, сочетающихся браком, завершает водевильный характер пьесы.
Сближение, которое происходит здесь у Ибсена с традиционной комедийной формой, и особенно с комедией Хольберга, с одной стороны, и с комедией Скриба и Сарду, с другой стороны, возникает из существовавшей в то время у Ибсена определенной концепции мира. Создавшееся у Ибсена восприятие современной действительности в ее конкретных, частных проявлениях как внешнего, случайного процесса, лишенного глубокого, «идеального» внутреннего содержания, представление о современной жизни как об арене чисто личных интересов, многообразно и бессистемно сталкивающихся друг с другом, — вот что вело к соответствующему сюжетному оформлению пьесы как клубка интриг.
В «Союзе молодежи» речь идет не об основах современного социального бытия и поведения современного человека, как это было в «Бранде» и «Пер Гюнте», а только об отдельных, частных проявлениях этих принципов (хотя и обладающих в высшей степени типическим значением), и, соответственно, Ибсен переходит от гневного сарказма и убийственной иронии к более мягким формам сатиры, к юмористической обрисовке характеров и ситуаций. Пер Гюнт является непосредственным предшественником Стенсгора, во многом выступает как обнажение его сущности, и Ибсен всячески полемизирует против Стенсгора в «Союзе молодежи», но ибсеновская полемика против отдельного явления носит иной характер, чем его полемика против сущности в целом, — она менее ожесточенна и уничтожающа.
Именно обостряющееся у Ибсена во второй половине 60-х годов радикальное неприятие всей системы общественного строя в целом, как бы «в мировом масштабе», делало Ибсена более склонным юмористически относиться к отдельным явлениям норвежской общественной жизни, когда они запечатлевались в своем конкретном обличье и в чисто «человеческих масштабах» в его произведениях.
К той новой художественной манере, которая наметилась у него в «Союзе молодежи», Ибсен относился с известным сомнением и неуверенностью, как и к самой пьесе. Лоренцу Дитрихсону Ибсен пишет 19 июня 1869 года: «Как видишь, пьеса эта — нехитрая комедия, и ничего больше». Неделю спустя, в письме к Брандесу, Ибсен поясняет: «В новой моей комедии вы найдете простую будничную жизнь; никаких сильных душевных волнений, глубоких чувств и прежде всего никаких "одиноких мыслей"».
Ограничивая свою непосредственную тематику конкретным показом общественной жизни в небольшом норвежском городке, Ибсен оказывается в состоянии возвратиться к испытанным драматургическим формам. Если прежде, при работе над «Брандом» или «Пер Гюнтом», Ибсен не мог уместиться в общепринятых пяти актах и мечтал о драме, состоящей из десяти актов, что выразилось и в обширных размерах философски-символических драм Ибсена, то теперь он умещает сюжет своей новой пьесы в нормальных пяти актах без всяких жалоб на недостаток места. Если действие в «Бранде» и «Пер Гюнте» растягивалось на ряд лет (в «Пер Гюнте» даже на половину века), то действие в «Союзе молодежи» происходит в течение пяти дней. Если в «Пер Гюнте» местом действия является почти весь земной шар, то в «Союзе молодежи» оно ограничивается норвежским городком и его окрестностями.
Во многом «Союз молодежи» близок к комедиям Л. Хольберга и вообще к традиционным формам комедии2. Так, Ибсен вводит в пьесу резонера — фабричного врача Фьельбу. Показательно, что в «Союзе молодежи» господствует чисто внешнее действие, хотя, например, уже в «Воителях в Хельгеланне» огромную роль играла аналитическая композиция.
Обратившись впервые к непосредственному изображению современного общества, Ибсен сначала стремится дать чуть ли не все развитие отношений героев, существенное для сюжетного действия, тут же на сцене. Все же некоторые элементы предыстории имеются и здесь. Определенное значение для развития фабулы имеет тайное обручение Фьельбу и Торы, а также то обстоятельство, что камергер оказывается посвященным в эту тайну (о чем не знают сами влюбленные). Некоторую роль играет и тайная любовь между Рагной и кандидатом Хелле. Но не эти моменты, конечно, лежат в основе всего движения сюжета.
Значительную роль в пьесе играет столь важная для Ибсена «генетическая характеристика» персонажей. Как и в «Бранде» и в «Пер Гюнте», Ибсен в «Союзе молодежи» указывает истоки характера героя (в данном случае — Стенсгора).
Таким образом, было бы неверно считать, что с точки зрения своей художественной структуры «Союз молодежи» никак не продолжает традиций, складывавшихся в ибсеновской драматургии. Но нельзя отрицать, что появление в пьесе «генетической характеристики» Стенсгора (и самого Фьельбу) производит впечатление чего-то инородного. Комедия становится еще более громоздкой.
В отношении языковой формы Ибсену в «Союзе молодежи» удалось то, от чего он принужден был отказаться, работая над «Комедией любви». «Союз молодежи» — первая пьеса Ибсена из современной жизни, написанная прозой. Причина этого заключается не только в росте художественного мастерства Ибсена, позволившего ему создать естественный, гибкий и богатый современный диалог в прозе.
Приход Ибсена в «Союзе молодежи» к прозе имеет более глубокие корни. При создании этой пьесы Ибсен отнюдь не стремится к переносу ее действия и ее персонажей в более «идеальную» сферу. Ибсен не ставил себе здесь задачу обнаружить за мелкой современной действительностью глубокое содержание, напротив, его основная цель заключалась в непосредственном изображении этой мелкой и случайной конкретной жизни. Поэтому он и не нуждался здесь в стихе как в средстве стилизации изображаемого, как в способе создания более высокого эмоционального тона.
Однако язык «Союза молодежи» еще весьма отличен и от языка ибсеновской драматургии конца 70-х и 80-х годов. Если «Союз молодежи» занимает промежуточное положение в драматургии Ибсена с точки зрения композиционной и общестилевой, то столь же промежуточным является и языковый стиль пьесы. Несмотря на отсутствие «реплик в сторону» и даже монологов, несмотря на живость и даже бойкость диалога в некоторых сценах, язык комедии характеризуется традиционной для европейской драматургии середины века подробностью реплик, логической разработанностью в выражении мысли, — они даются как бы целиком. Содержание мыслей, чувств героев, их подлинное существо полностью раскрывается в диалоге, в то время как в позднейшей драматургии Ибсена между подлинной мыслью персонажа и речевой формой существует известная дистанция. В «Союзе молодежи» еще отсутствует подтекст.
Примечания
1. Gran G. Henrik Ibsen: Der Mann und sein Werk. Leipzig, 1928. S. 163.
2. См.: Meyer M. Henrik Ibsen. V. 2: The Farewell to Poetry. London, 1971. P. 99.