Поддержание открытости экономики
Норвегия, получающая более трети валового национального продукта за счет внешней торговли, надеялась, что после серьезного нарушения функционирования экономических механизмов, вызванного экономической блокадой в годы Первой мировой войны, международные коммерческие связи быстро вернутся в нормальное русло. Но это произошло далеко не сразу. Блокада Германии, одного из двух главных торговых партнеров Норвегии, продолжалась еще целый год, а торговля с Россией, не имевшая, правда, столь же важного значения, была прервана из-за организованной Западом блокады в годы Гражданской войны в России. Но Германия чрезвычайно быстро восстановила свое положение экспортера товаров в Норвегию, хотя в качестве рынка для экспортной продукции Норвегии она продолжала отставать от Англии. В том, что касается Советской России, Норвегия быстро последовала примеру Англии, заключив с ней торговое соглашение в 1921 г., после чего российский рынок вновь открылся для норвежских рыбопродуктов*. Нормализация отношений с Советским Союзом была желательна и для того, чтобы получить официальное признание правительством этой страны суверенитета Норвегии над Свальбардом. Но и здесь Норвегия сочла целесообразным подождать, пока о своем признании СССР де-юре объявит Англия, а затем сделала то же самое в 1924 г.
Однако с точки зрения экспорта норвежской рыбопродукции огромное значение имели католические страны Западной и Южной Европы. В первую очередь это были Испания и Португалия, закупавшие до войны две трети всего экспорта соленой и сушеной трески. Но в 1917 г., соблюдая требования общественного здравоохранения, Норвегия ввела временный запрет на импорт и продажу спиртных напитков с содержанием алкоголя больше 12%. В 1918 г. после референдума этот запрет приобрел постоянный характер. Судя по всему, и правительство, и стортинг проявили наивность, полагая, что эти, как их стали называть, «винные страны», будут по-прежнему покупать норвежскую рыбу. Их ждало глубокое разочарование: французы заявили протест, а Испания с Португалией решили обложить соленую и сушеную треску норвежского производства максимальными таможенными пошлинами. Проблему с Францией — основная часть ее винного экспорта в Норвегию не попадала под запрет — удалось решить в 1921 г., когда Норвегии пришлось согласиться на импорт большого количества коньяка и крепленых вин. В следующем году Норвегии пришлось уступить и Испании, установив аналогичные квоты на импорт ее хереса и других вин того же типа. Португалия настаивала на еще более значительных уступках, и Норвегия в конце концов капитулировала, полностью отменив запрет на крепленые вина.
Несмотря на все время и усилия, затрачиваемые правительством, стортингом и Министерством иностранных дел на поддержку рыболовства и рыбного экспорта, роль рыбы и рыбных продуктов в экспортной торговле межвоенных лет уменьшалась. Вместе с китовым жиром, показатели экспорта которого в статистике объединяли с рыбой и экспорт которого также сокращался по мере истощения ресурсов из-за бесконтрольной эксплуатации, доля рыбопродукции в экспорте страны сократилась почти с 14% до менее чем 10%. В экспорте другого традиционного предмета вывоза — леса, целлюлозы и бумажных изделий — также наблюдался спад. Вместо них наиболее важной группой экспортных товаров к 1935 г. стала продукция горнодобывающей и химической промышленности, в основном в виде сырья или полуфабрикатов.
Эта карта в самый канун войны появилась в одной из публикаций Норвежской ассоциации судовладельцев. Чтобы продемонстрировать общественности все значение торгового флота страны, на карте зафиксировано местоположение всех норвежских торговых судов на август 1939 г. Каждая точка обозначает один корабль.
Единственным фактором, позволявшим Норвегии избегать постоянного крупного дефицита платежного баланса, являлись доходы, получаемые торговым флотом страны — в межвоенный период они выросли как никогда ранее. Норвежский торговый флот, до Первой мировой войны медленно переходивший от парусников к пароходам и во время войны потерявший почти 800 судов, чрезвычайно быстро возродился. Если количество судов увеличилось ненамного, то их общий тоннаж с 1920 по 1939 г. вырос почти в два раза, достигнув 4,4 миллиона брутто-тонн, что составило 7% всего мирового тоннажа. Норвежский торговый флот стал четвертым по величине в мире — его опережали только Англия, Соединенные Штаты и Япония. Кроме того, он был и самым современным в мире, ведь рост флота шел за счет не покупки старых судов, а постройки новых, сооружавшихся по специальным проектам. Почти две трети кораблей были теплоходами, а не пароходами. Третьей примечательной характеристикой норвежского торгового флота был высокий процент крупных и современных танкеров. И если половина мирового танкерного тоннажа принадлежала крупным нефтяным компаниям, то норвежский танкерный флот, составлявший 18% мирового, находился в руках независимых судовладельцев.
Очевидно, для обслуживания внешней торговли самой Норвегии достаточно было незначительной части ее торгового флота. Поэтому большинство судов совершали рейсы между зарубежными портами, что приносило большие заработки в иностранной валюте. Таким образом, за счет торгового флота страна получала от 30 до 40% экспортных доходов. Рост торгового флота и его значение как источника не только иностранной валюты, но и занятости в кризисные 1930-е гг. был, однако, связан не с целенаправленной политикой государства, а с дальновидностью и предприимчивостью норвежских судовладельцев.
Примечания
*. Временное торговое соглашение между РСФСР и Норвегией было подписано 2 сентября 1921 г. и в том же месяце было ратифицировано сторонами. Оно означало признание Советской России Норвегией де-факто и устанавливало между обоими партнерами более благоприятные отношения.