Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Наемные работники

Наемного работника, обычно безземельного или бедного человека, как и домашнего слугу или подмастерье, называли дренгом.

Во всех областных законах, начиная с самых ранних их списков, положение как бездомных людей-лёскеров, так и имеющих какое-то пристанище бедняков регулируют особые статьи. Эти люди обычно работают в чужих усадьбах в качестве поденщиков (legodreng, букв. «наемный помощник»1). Законы Готланда, а также более поздние законы основных Скандинавских стран принуждают их к труду по найму2. Однако они являются лично свободными, а потому имеют известные права свободных. Так, некий бродяга, а с ним еще 10—12 человек, «ходил с места на место», но на тинге устроил свою землянку («Сага о Гисли», гл. XXVIII), т. е. имел на нем право голоса. Однако бедняка можно было ударить палкой по голове просто потому, что ударившему не нравилось, «когда рядом бродят всякие рабы и нищие»3.

В третьей четверти XII в. в Норвегии разгорелось восстание под руководством Эйстейна Девчушки (ум. 1177), которое описано в «Саге о Магнусе сыне Эрлинга» (гл. 36) и в котором участвовали прежде всего лёскеры разного типа.

Истоки появления категорий бедняков и бездомных людей относятся к периоду викингов, вероятно, даже и к более раннему времени. По крайней мере, в сагах такие люди уже представлены. Конечно, между бедняком и нищими бродягами имелись существенные различия: бедняк был оседлым человеком, нередко семейным, нищий же жил где придется. Бедный бонд из «Саги о Греттире» живет дома один с женой, вдали от всех. У другого бедного бонда «нет ничего за душой», так что он может содержать только себя и жену, прокормить же третьего человека на может4. Или: «Западнее Белой Реки, у Холма Тьодольва... теперь» стоят дома бедняков. Дом состоит из одной комнаты, дверь в которую расположена «в середине землянки» и выходит, соответственно, прямо на улицу. В той же «Саге об исландцах» «поносная» (т.е. ругательная) виса № 49 обвиняет Торвальда в том, что он вырос «в бедной части страны», в той четверти Восточных Фьордов, где люди кормятся «рыбными мордами» (!). Автор «поносной висы» Гудмунд пишет также о «следопыте столовых» — человеке, который ищет, где можно подкормиться5.

Бездомные, вконец обнищавшие люди, становясь бродягами, подрабатывали разными способами. Так, бродяга Откель, внук Торира с Осенних Жилищ в Островной Округе, «был бродяга и ходил по побережьям вместе с одной женщиной, продавая горшки»6. Другие бродяги занимались разбоем. В «Саге о Греттире» говорится: «Тогда (т.е. в XII в. — А.С.) часто бывало в Норвегии, что лесные бродяги и разбойники выходили из лесов, угрожая жителям поединком, уводили женщин или силой забирали у людей добро, если те не могли дать им отпор». На йоль к хозяину Эйнару, старому, богатому и семейному, заявилась «некая шайка», потребовав красавицу дочь хозяина. Разбойников отбили. Примечательно, что их предводителя сага называет то викингом, то бродягой, то берсерком7. Но в сагах грань между последними редко уловима, для саги это зачастую все те же «низы». До победы христианства к нищим и бедным, в том числе родичам, «относились дурно».

В сагах мы читаем о «нищих и бедняках»8, о Сигмунде, который «с женой и сыном ходил по дворам и побирался»9. Вероятно, как раз из таких людей и состоял по преимуществу слой наемных работников у бондов и знати. Если сага повествует о том, что «с Торстейном поехали живший у него норвежец и двое из его работников»10, то, вероятно, норвежец был его гостем или охранником, а работники наймитами; тем не менее все трое участвовали в случившейся вскоре драке с соседями, в которой работники погибли.

Наемные работники занимались самым разным трудом, и нередко в сагах их трудно отличить от рабов. Сплошь и рядом по соседству с рабыней тем же трудом занимается наемная служанка. Одного работника повествование застает за дойкой овец11. Другие помогают искусному кузнецу Скаллагриму в кузнечных работах12. Говорится о работнике, который умел «ладить оружие: выправлять меч» и т. д.13 В «Саге о Торстейне Битом» упоминается Торд, который работал у «Бьярни из капища» — «большого человека», с обширным годордом; Торд ухаживал за верховыми лошадьми Бьярни, «поэтому его называли конюхом», а кроме него у Бьярни было еще двое слуг, «больших сплетников». В «Саге об Олаве Святом» говорится о работниках на хуторе конунга Сигурда в Гренландии (гл. II). Встречались и никудышные работники — вроде огромного, сильного, безобразного и глупого Эгиля, который работал у известного Тормода, бывал его провожатым и заслужил прозвище «Эгиль дурачина». Однако были опытные работники, возможно, сами бывшие хозяева или их дети. Нанимаясь к хозяину, такой работник, как он сам говорил, был «готов обрабатывать землю и делать многое другое»14.

Работника одного хозяина мог попросить об услуге другой человек и заплатить ему за это, а господин следил, чтобы плата была правильной15. Когда однажды богатый бонд ударил чужого работника, его присудили заплатить хозяину последнего довольно большой штраф — марку серебра16. Принимая важного гостя, тем слугам, у которых не было пристойной одежды, хозяйка ее выдавала, и здесь тоже возникает вопрос — были ли это рабы или наемные слуги17.

О свободном и достойном молодом человеке, который работал по найму у «богатого бонда», рассказывается в «Пряди об Аудуне с Западных Фьордов». Аудун — так его звали — работал у богатого Торстейна несколько лет и «был небогат». Когда Торстейн поехал в Норвегию, он взял с собой на корабль и работника, «в награду за труды». Аудун оставил заработанные за три года деньги «матери на жизнь» и что-то взял с собой. Когда ему со спутниками пришлось зазимовать в Гренландии, он купил там «белого медведя... — большое сокровище». Позднее Аудун с посохом и котомкой совершил паломничество в Рим18.

Об условиях найма и контингенте людей наемного труда имеются разные сведения. С одной стороны, как мы видим, это чаще всего бедняки. Но можно привести и другие примеры, довольно интересные. Например, к Ньялю нанялся в работники приезжий человек, у которого при себе были копье и короткий меч. За совершенное этим работником убийство во время его пребывания у Ньяля тому на тинге присудили штраф. Причем характерная деталь: работник просил, совсем как Эзоп, чтобы вира за его проступок была не как с раба, а как со свободного человека, и поэтому Ньялю пришлось выложить сотню серебра19.

Из этой истории очевидно не только то, что за проступки работника хозяин нес ответственность так же, как и за раба, т. е. наймиты на время найма теряли часть своих гражданских прав, но и то, что работник мог иметь имущество, притом не дешевое, например оружие. Вероятно, хозяин должен был также защищать права своего работника. Наконец, этот эпизод показывает, как, находясь под судом, человек борется за подтверждение его свободного состояния; скорее всего, эту «сотню серебра» ему пришлось потом отработать.

Батраки, судя по «Саге о Названых Братьях», нанимались согласно контракту — за «кошт на полугодие», т. е. прежде всего за пропитание. Но работали и за оплату. Так, пастух овец Бранд «жил на кошт» хозяина Торстейна Борова, а его отец, который пас коров у другого хозяина, получал плату за работу. Его обвиняли в том, что он воровал сено с выгона для своей родственницы, державшей корову и подсобное хозяйство. Хозяин Вермунд выгнал пастуха, а Бранд, когда узнал о случившемся, убил Вермунда в его собственном доме секирой; после этого брат Вермунда убил Бранда, но не тронул его отца, который постился и молился о сыне.

Хозяева далеко не всегда платили своим наймитам вовремя и по справедливости. Так, Торбьёрн Бычья Сила, которого «не считали покладистым человеком», никому не платил за работу, поэтому у него никто не хотел работать («Сага о Греттире», гл. XXX).

Подряжались работать на определенное время года, как об этом говорится в «Саге о Храфнкеле годи Фрейра» (гл. IV, V), где есть и данные о характере работы, и об ее оплате. Уже знакомый нам Эйнар, племянник богатого Бьярни и сын бонда «с малым достатком и многочисленной семьей», должен был наняться в работники: ведь у его отца в доме были «бедность и нищета», так что наемный труд в будущем являлся и участью его остальных, подрастающих братьев. Дело было перед началом лета, что «для найма поздно», однако Эйнару удалось подрядиться к Храфнкелю за харчи на целый год. Он должен был пасти овец на летнем пастбище и собирать хворост на топливо. Однажды, когда Эйнару пришлось искать потерявшихся овец, он решился сесть на любимого коня хозяина. Между тем Храфнкель в свое время поклялся, что убьет каждого, кто посмеет это сделать. И он убил Эйнара20.

В Старшем изводе Вестгёталага «законными днями» найма работников названы Пасха и День св. Михаила (28/29 сентября). Заключался договор. Однако право господина на труд работника вступало в силу лишь после того, как тот сядет за хозяйский стол (за трапезу). После этого он мог доказать, что не нанялся к данному хозяину на работу, лишь с помощью 12 свидетелей. Если же у него не было свидетелей, то, отказавшись работать, он должен был заплатить штраф хозяину в размере обещанной ему оплаты и «сверх этого 16 эртугов три раза», что было весьма значительной суммой. Если наем проходил без осложнений, работник получал право «на вечернюю и дневную трапезу». «Бонд должен потерять столько же, если он выгонит батрака из своего дома и из-за своего стола»21.

Спать же батраки могли и в конюшне, примеры этого есть выше. Вероятно, хозяева предпочитали холостых наемных работников. «Человек по имени Паль» из Срединной Долины служил у священника и «был хорошим работником... С ним вместе жила женщина по имени Йорейд», 16 лет от роду, дочь Хромунда22, т. е. не бродяжка. Не исключено, что она работала у того же хозяина и похоже, что, хотя хозяин был служителем Божьим, не состояла с сожителем в законном браке.

Работники, конечно, старались наняться на год. Но это относилось только к тем, кто жил исключительно наемным трудом. Были и другие наймиты, которые стремились не связывать себя постоянной работой. Например, в «Саге о Херде и островитянах» в работники нанимался «человек по имени Торольв, по прозванию Скворец, сноровистый и отнюдь не бедняк, беспечный и веселый, неумный и напористый»23 (какова характеристика! — А.С.). А «независимый», удалой Хельги не желал связывать себя контрактом. Вероятно, больше всего ценились именно постоянные работники, которые противопоставляются в сагах тем, кто нанялся на время. Когда Торстейн из «Саги о людях из Лососьей Долины» после Пасхи поехал на выгон, его сопровождали «живший у него работник» и «еще два [наемных работника]». Возможно, первый был его рабом или вольноотпущенником, скорее всего, категории работников различались и по отношению к ним хозяев, и по своему положению в доме.

В сагах встречаются персонажи, для которых труд по найму вообще был только вспомогательной работой. Например, для тех, кого хозяева нанимали на зиму стеречь (до весны) корабль24. Или для некоего коробейника Торарина: «Летом он нанимался за плату, а зимой не работал и ходил со своим товаром»25. Или: у одного хёвдинга было «много сенокосцев». Они косили вдали от дома, приезжали на покос верхом, т. е. имели своих лошадей. Не исключено, что эти сенокосцы были сезонными работниками («Сага об исландцах», гл. 69).

Правовое положение наймита коренным образом отличалось от статуса раба и даже вольноотпущенника. В принципе он был таким же свободным человеком, как его хозяин, например, именно таким был убитый Эйнар. Но нередко младший сын бонда, даже состоятельного, поступал на службу к другому бонду или господину в качестве охранника-хусмана или батрака, на рабочий сезон или на год, чтобы подработать и набраться опыта.

В областных законах предусматривается наказание за переманивание работника. Но неприятности такого рода случались и раньше, из-за них разгоралась вражда между хозяевами, приводившая и к убийствам. Так, у одного хозяина был дренг, который плохо работал и дерзил хозяину. Тот побил работника. Тогда дренг убежал к другому хозяину — Атли, где хорошо работал. Прежний хозяин затребовал дренга назад, но Атли ответил, что против воли наймита он его не выдаст. Тогда «законный» хозяин убил Атли («Сага о Греттире», гл. XLV).

Входя в домохозяйство владельца гарда, работник хотя и обладал полноправием, но временно терял его часть, поскольку поступал под покровительство нанимателя. Интересно, что и рабы, и свободные работники не были безразличны к статусу своего хозяина: его богатство и знатность возвышали его слуг в собственных глазах и, как им не без оснований казалось, в глазах других людей. Показателен в этом смысле эпизод, произошедший с конюхом Тордом, о котором рассказывается в «Саге о Торстейне Битом». «Торд был очень задирист и всем давал почувствовать, что он работник у большого человека», поэтому он позволил себе избить некоего хозяина-бонда, т. е. человека, имеющего явно более высокий социальный статус, рассчитывая на свою безнаказанность (гл. 1).

Нередко работниками оказывались плохие люди. В «Саге о Названых Братьях» упоминается работник, который был наемным убийцей, сага его называет «ретивым лиходеем», а его работу (в висе) — «работой пса». В «Саге о Гуннаре убийце Тидранди» (гл. I и II) выведен работник по имени Асбьёрн Кувалда — большой, сильный, черноволосый и «смотрел исподлобья». Проработав почти три года, он захотел стать арендатором, и хозяева дали ему землю для жилья неподалеку от себя. Но он жил на деньги хозяев, не отрабатывая их и не платя аренду. В результате его выгнали, и он нанялся к другому хозяину. Там же упоминается наемная работница — «подстрекательница», «поганая баба»26.

В сагах упоминаются и весьма опасные наемные работники. Так, семейный и имевший детей Гуннар Горсть, бывший «сильным мужем», и одинокий, бездомный Ион сын Барни работали «на других», а также «убивали»; поэтому было крайне рискованно задерживать им зарплату. В «Саге о Греттире» (гл. XXX) работники выступают против хозяев, сражаются с ними и в результате погибают. Не годились для наемного труда и, скорее всего, не стремились к нему те «бродяги и разбойники» из «Саги о Греттире» (гл. XL), которые нападали на дома, «уводили женщин и грабили добро» тех хозяев, которые «не могли дать отпор». Простым бондам было трудно, если не невозможно, на своих одиноких хуторах дать отпор и грабителям из «бродячих войск» (как их называют в сагах) во время междоусобиц.

Очевидно, что в большинстве случаев самыми лучшими кадрами для работы по найму являлись оставшиеся при доме отпущенники и некоторые, нечасто встречающиеся квалифицированные люди. Если они имели семью, то их дети, как и дети рабов, вырастали в доме хозяина, вместе с хозяйскими и соседскими детьми, вместе играли, дружили. Так, Това, прозванная за пригожесть Ночное Солнце, была дочерью работника «со двора Торви» и подругой Хельги, сына Дроплауг27. Дружба хозяйских детей с живущими в доме работниками и/или их детьми, которые зачастую оставались работать в этом же доме, описывается во многих сагах, но, скорее всего, в этом случае имеются в виду рабы или вольноотпущенники — постоянные домочадцы.

Бродяги, люди вороватые и легкомысленные, сплетники-подстрекатели, любители драк, убийцы и вообще деклассированные элементы хорошими работниками, как видно из саг, не считались, их предпочитали не нанимать на работу в хозяйстве. Вряд ли состоятельные люди охотно принимали на работу и представителей тех шумных, готовых на все «бобылей и бедняков», о которых говорится в «Саге о Храфнкеле годи Фрейра».

О работницах-батрачках прямых сведений в сагах практически нет, чаще всего они описаны под общим названием «служанка», подобно тому как нередко наемных батраков, рабов и отпущенников скрывал термин «работники».

Примечания

1. См., например: ÖgL. Dr 3 или UL XI. Там упоминается, что лёскеров, которые работают по найму, в (береговую?) стражу не ставят.

2. См., например: GL, b. 56.

3. КЗ. С. 497.

4. Сага о Греттире. Гл. LII.

5. Сага об исландцах. Гл. 36, 117.

6. Сага об исландцах. Гл. 94.

7. Сага о Греттире. Гл. XI.

8. КЗ. С. 368.

9. ИСИЭ. С. 454.

10. ИС I. С. 245.

11. Там же. С. 533.

12. Там же. С. 116.

13. Там же. С. 228.

14. Там же. С. 500 и сл.

15. Там же. С. 46.

16. Там же. С. 30.

17. См. часть 6.

18. ИСИЭ. С. 81—83.

19. ИС I. С. 506.

20. ИС I. С. 140. О суде над убийцей см. часть 7.

21. ÄVgL. Forn. II:1, 2.

22. Сага об исландцах. Гл. 190.

23. ИСИЭ. С. 497.

24. ИС II:1. С. 159.

25. Там же. С. 219.

26. ИС II:1. С. 254, 255 и сл.

27. Там же. С. 228.

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.